Руки пожилой женщины

Омолодить организм можно, если убить "старые клетки": новые идеи от японских ученых

Профессор НИИ медицины Токийского университета Макота Наканиси рассказал о новом открытии японских ученых в области омоложения организма.

ЕРЕВАН, 18 фев - Sputnik. Японские ученые совершили очередное открытие в борьбе со старением - они открыли механизм, с помощью которого станет возможным избавление от "стареющих клеток".  О том, что подобрано соответствующее лекарство, применение которого может начаться через 5-10 лет  РИА Новости рассказал профессор НИИ медицины Токийского университета Макото Наканиси.

Возрастное ослабление функций организма непосредственно связано с тем, что в органах накапливаются клетки, запускающие системные воспалительные процессы. Одним из видов клеток, которые провоцируют воспаление, являются так называемые стареющие (сенесцентные) клетки. Открытие стареющих клеток или процесса старения клеток было сделано американским ученым Леонардом Хейфликом еще 60 лет назад. Он обнаружил, что клетки могут делиться только определенное количество раз, после чего этот процесс прекращается. Последние же исследования доказали, что процесс деления может прекратиться также и в результате повреждения ДНК, окислительного стресса и других факторов. Стареющие клетки утрачивают способность делиться, накапливаются в организме и вызывают воспаление и старение.

"То есть если удалить эти клетки, можно будет остановить спровоцированные ими воспалительные процессы, а следовательно – добиться существенного улучшения симптомов старения. В 2014 году мы стали изучать, за счет чего такие клетки более не могут размножаться и превращаются в стареющие клетки, и выявили молекулярный механизм. Тогда мы "состарили" клетку – создали клетку с общими для всех стареющих клеток свойствами. И стали искать то, что убивало бы только эти клетки", - рассказал профессор Макото Наканиси.

Что происходит с организмом, когда мы едим чеснок?>>

Ученые выяснили, что для стареющей клетки жизненно важен фермент GLS1. Он тесно связан с процессом метаболизма глутамина. Оказалось, что стареющая клетка нуждается в этом ферменте, чтобы выжить. Это происходит за счет того, что "заводы" по уничтожению ненужных белков - лизосомы, в стареющей клетке перестают работать, и наполняющая их кислая среда проникает в клетку, создавая угрозу для ее существования. Для того чтобы выжить и нейтрализовать кислую среду, клетка нуждается в аммиаке, который получается при превращении глутамина в глутаминовую кислоту – то есть при процессе, в котором необходим фермент GLS1.

"Не только старые клетки, но и любые другие, где белок не удается разрушить и избавиться от него, становятся клетками, провоцирующими воспаление. И у всех этих клеток выживание зависит от GLS1 - фермента, превращающего глутамин в глутаминовую кислоту. Поэтому если использовать его ингибитор (тормозящее вещество), то мы можем уничтожить все клетки, провоцирующие воспаление, включая стареющие клетки. Как мы уже говорили, если с возрастом стареющие клетки, провоцирующие воспалительные процессы, скапливаются в органах, то возникает явление старения. Значит, если эти клетки удалить, то, возможно, процесс улучшится", - рассказал ученый.

В качестве такого ингибитора решили использовать препарат, который уже существует и проходит клинические испытания в качестве лекарства от некоторых видов рака, рост клеток которого тоже зависит от GLS1. Старой мыши ввели этот препарат, тормозящий действие фермента GLS1. В результате чего стали происходить изменения по целому ряду симптомов старческих заболеваний.

У мыши стали лучше функционировать почки: улучшились показатели креатинина сыворотки крови и азота мочевины крови. Изменения произошли также в печени, легких.

Разница лайма и лимона. Что из них полезнее?>>

"Произошло резкое улучшение в органах и структурах, претерпевших возрастные изменения. После инъекции мы увидели улучшение симптомов диабетической болезни и атеросклероза. Скопление стареющих клеток, провоцирующих воспаление, вызывают и такие возрастные недуги, как болезнь Альцгеймера и Паркинсона. Сейчас мы исследуем, можно ли добиться улучшения и этих заболеваний. Благодаря уничтожению клеток, провоцирующих воспалительные процессы, можно будет облегчить многие возрастные заболевания и связанные с возрастом ослабления функций различных органов. Одним препаратом можно добиться улучшения сразу по многим видам возрастных заболеваний, добиться омоложения. Мы сами очень удивлены и считаем это крайне интересным", - сказал профессор.

Эксперименты на мышах показали не только "омоложение" внутренних органов, но и укрепление всего организма. Одно из возрастных изменений – ослабление мышечной силы. Если молодая мышь способна удерживаться на жердочке 200 секунд, то старая через 30 секунд падает вниз. Подопытная старая мышь за счет отмирания стареющих клеток стала удерживаться на жердочке в течение 100 секунд.
"Можно сказать, что это омоложение. Во всяком случае мы наблюдаем подобный эффект. Это суть нашего открытия", - подчеркнул профессор Наканиси.
Более того, возможно, практическое применение этого открытия на людях тоже не за горами.

исследование ученых, Япония, старение
Норман Ллойд

Снимался у Чаплина и Хичкока: умер старейший актер в мире

(обновлено 09:24 12.05.2021)
Карьера Нормана Ллойда продолжалась 97 лет - за все время он снялся более чем в 60 фильмах и телешоу.

ЕРЕВАН, 12 мая - Sputnik. Американский актер, режиссер и продюсер Норман Ллойд скончался в США во вторник в возрасте 106 лет, об этом сообщает издание Variety.

Скончался Ллойд в своем доме в Лос-Анджелесе, причина смерти не уточняется. Согласно данным интернет-ресурса oldest.org, он был самым старым действующим актером в мире. Второй и третьей в списке стали 99-летняя Бетти Уайт и 98-летняя Джоан Коуплэнд соответственно.

Ллойд родился в 1914 году, свою карьеру начал в 1923-м в Нью-Йорке. Среди его работ - роль в фильме Чарли Чаплина "Огни Рампы", а также Альберта Хичкока "Диверсант" и "Завороженный".

Наиболее известен он стал после 60 лет, когда в 1980-е годы сыграл врача в медицинской драме телеканала NBC "Сент-Элсвер".

Карьера Ллойда продолжалась более 80 лет. Последнюю роль он исполнил в комедии "Девушка без комплексов" в 2015 году.

Всего на счету актера более чем 60 ролей в фильмах и телешоу. Кроме того, Ллойд выступал как режиссер и продюсер.

смерть, актер
Столкновения палестинцев с израильскими силами безопасности у мечети Аль-Акса в Старом городе Иерусалима

Пятеро взрослых и ребенок погибли в израильских городах из-за ракетных обстрелов

(обновлено 09:37 12.05.2021)
После сообщений о десятках погибших в секторе Газа приходит информация о жертвах в израильских городах. Среди погибших - дети.

ЕРЕВАН, 12 мая - Sputnik. О гибели ребенка из-за ракетного обстрела в израильском городе Лод к востоку от Тель-Авива, сообщает РИА Новости со ссылкой на местные СМИ.

Есть информация о гибели из-за обстрела семилетней девочки вместе с женщиной около 40 лет и мужчины того же возраста. Еще один человек серьезно пострадал. В городе Лод объявлено чрезвычайное положение.

Генсек ООН призвал к немедленной деэскалации в Восточном Иерусалиме>>

В понедельник вечером резко обострилась ситуация на границе Израиля и сектора Газа. Палестинские группировки выпустили по Израилю более 600 ракет, система израильского ПРО "Железный купол" перехватила 200 из них. Израиль нанес удары по сектору Газа, в результате которых за два дня погибли 30 человек, в том числе 10 детей, еще 203 человека ранены. МИД Израиля информировал о двух израильтянах, погибших при ракетных обстрелах из Газы юга страны. О пятерых погибших израильтянах и более 200 раненых с начала эскалации сообщает армия Израиля.

конфликт, Палестина, израиль
Зацветшие желтыми цветами кусты на улице Еревана

Без осадков в среду, но с грозами потом - синоптики напоминают о зонтах

(обновлено 09:41 12.05.2021)
Министерство по чрезвычайным ситуациям Армении представляет точный прогноз погоды в стране в ближайшие дни.

ЕРЕВАН, 10 мая — Sputnik. Днем 12-го ожидается погода без осадков. А вот после полудня 13 мая в отдельных регионах Армении прольется кратковременный дождь с грозой, возможен даже град. Температура воздуха будет постепенно повышаться, сообщает Армгидрометцентр.

Днем 12 мая воздух в Ереване прогреется до 25-27 градусов, а 14 мая – до 27-29 градусов выше нуля.

Армгидрометцентр, погода