Вице-председатель по инновациям Мичиганского государственного университета, физик, специалист по анализу генома Стивен Хсу

Прорыв в медицине: ученый из Массачусетса рассказал, как Армения поможет генетикам

(обновлено 00:29 18.10.2019)
Диагностировать заболевания можно будет за многие годы вперед, на основе генного анализа. Но для этого нужна подробная "генетическая карта" болезней по всему миру. На этой карте очень ценными могут оказаться исследования любой страны, даже маленькой Армении.

ЕРЕВАН, 18 окт — Sputnik, Арам Гарегинян. Исследования генома человека помогут намного раньше диагностировать возможные болезни. Об этом заявил корреспонденту Sputnik Армения всемирно известный физик, специалист по анализу генома Стивен Хсу, который занимает пост вице-президента Мичиганского государственного университета по линии инноваций.

За прошедшие годы по всему миру была собрана значительная база данных по человеческим геномам. Программу, названную Human Genome Project, начали еще в 1990 году правительства и научные учреждения ряда стран (США, Германия, Франция, Великобритания, Япония, Китай). В течение всех этих лет были собраны данные о геномах миллионов людей.

Имея такую базу данных, можно сравнивать гены у больных и здоровых людей, а затем – проверять, нет ли в генах у больных людей каких-то мутаций, которые при определенной болезни повторяются у разных людей. Если, например, у пятисот человек, перенесших инфаркт миокарда, в генах наблюдается один и тот же – условно говоря – "сбой", это значит, что перед нами генетический сигнал или маркер будущей болезни. И если в ДНК у человека обнаруживается маркер инфаркта, то он заранее знает, что несет повышенный риск, и понимает, какой вести образ жизни, чтобы потенциальный инфаркт не стал реальным.

Так будет выглядеть диагностика в идеале. А на самом деле для этого предстоит сделать очень много работы. Ведь почти любая болезнь или ее риски вызываются не какой-то одной, а многими мутациями ДНК, а также факторами окружающей среды. А самое главное – эти маркеры не универсальны. "Люди бывают разные", - это не только житейская поговорка, но и рабочие будни генетиков. Даже у генетически близкородственных групп людей одна и та же болезнь может вызывать разные мутации.

Такие различия, например, заметили с периодической болезнью (также известна как ереванская болезнь). Как известно, она в основном встречается у народов Восточного Средиземноморья. Генетически у них много общего, и мутация генов при болезни примерно одинакова.

Но разные участки соответствующих генов при этом мутируют чуть-чуть по-разному у армян, греков или евреев. А, например, у армян и чехов эти различия еще сильнее. Это обнаружили генетики двух стран, когда сравнивали, как искажаются гены при раке груди у пациентов в Армении и Чехии.

"Так или иначе, если мы находим опасные генетические маркеры у американцев, мы можем проверить, действуют ли они, скажем, для японцев или эстонцев. Чем больше мы выделим таких маркеров и чем подробнее их проанализируем, тем точнее они станут", — говорит Стивен Хсу.

Именно поэтому, подчеркивает он, ни одна страна не может отгородиться от других и все сделать для себя сама. Здесь важны данные от любой страны, даже самой маленькой. Они составят часть мировой "генетической карты" по рискам болезней. Чем подробнее составить такую карту, тем лучше станет всем.

Тогда анализ генома станет частью нашей медицинской анкеты, тем более что он становится все доступнее. Частичный анализ генома в США стоит сто-двести долларов, а полный анализ — нескольких сотен долларов (то есть не совсем дешево, но и не запредельно дорого). Цены продолжат снижаться как с развитием технологий, так и с ростом конкуренции (рядом с западными аналитическими приборами уже начинают появляться китайские).

Бактериологическая война, или Почему Пентагон изучает влияние новых вирусов и в Армении>>

Свои исследования Стивен Хсу представил на Всемирном форуме информационных технологий WCIT-2019, который прошел в Ереване, а также в Институте молекулярной биологии Академии наук Армении, где обсудил возможности сотрудничества.

медицина, ученый, Армения
Американские генетики нашли ген бессонницы
Генетики: умных людей со временем не станет
Епископ: генетика помогла сохранить семейные ценности
Монастырь Дадиванк в Нагорном Карабахе

Карабахский характер, или Почему водителю Алику не сиделось в Ереване

(обновлено 01:52 21.10.2020)
Лорийцы, апаранцы, карабахцы… У каждого из нас есть друг, приятель, сосед или просто знакомый, в котором несложно заметить отличительные черты уроженца того или иного региона. Совокупность этих отличительных черт и есть национальный характер.

Алик Абрамян, родом из Карабаха, работал водителем ереванского корпункта "Известий" на протяжении 17 лет. Теперь, когда опасности "сглазить" нет, можно признаться: за все время наших поездок по дорогам Армении (и не только) не то, что аварии, даже ни одного серьезного дорожного происшествия не случилось. Но карабахский характер водителя Алика проявлялся не только в высоком профессионализме. Несколько врезавшихся в память историй.

...Случайно выяснилось, что Алик перестал заправляться на автозаправочной станции (АСЗ), оператору которой велели заливать бак корреспондентской машины во что бы то ни стало. Происходило это так. Подъезжаешь к бензоколонке, отдаешь заправщику единые на всей территории СССР талоны, и подставляй бак под шланг с бьющим оттуда бензином.

Проблема в тот год заключалась в том, что талоны были, а вот бензина – нет. Конец 80-х, утро страны начиналось с рубрики "События в Нагорном Карабахе и вокруг него", первые, пока еще необычные ощущения оторванности от "Большой земли", блокада железной дороги ударила по всему, но больнее всего – по поставкам бензина.

А сыновья уходят в бой, или Армянский "бессмертный полк">>

Тем не менее, редакционной "Волги" это не коснулось, но однажды выяснилось, что бензин в баке есть, но Алик на АЗС не ездит. Отношения с заправкой стали у него как бы дистанционными, через посредника – Абрамян отправлял туда своего друга, тот заливал причитающееся "Известиям" в канистру и передавал ее Алику. Почему так? А вот почему.

Всенародно читаемый в те времена писатель Леонид Гурунц не раз писал о том, что в его родном Карабахе с отказом от ишаков сильно поспешили – да, трудолюбивые, выносливые, неприхотливые животные не могли соперничать с автомобилем, но только не в горах, где не дороги, а тропы.

Там, где бездорожье, по мнению Гурунца, у этих животных конкурентов нет, и никто не знает, когда в карабахском высокогорье ишаков заменят машины. Писатель отмечал, что у взятых под защиту животных есть единственный недостаток – неимоверное упрямство.

Вот и заправщик на АЗС, вступив однажды в перепалку с неуступчивым Аликом, вспомнил парнокопытных, выслушал разъяснения карабахца о разнице между упрямством и упорством и схлопотал по физиономии за непонятливость.

…Каждый раз, когда в Карабахе становилось горячо, Алик просил отпустить его на неделю-другую в родной Гадрут. Любые попытки удержать его, аргумент по поводу того, что рабочее место водителя за рулем, не срабатывали, натыкаясь на непреклонность карабахца: "Если я буду отсиживаться в Ереване, то как же я потом в глаза своим землякам буду смотреть? У них там, в горах, в руках автоматы, а у меня в Ереване – руль от "Волги"?..".

Приходилось отпускать. Отправляясь воевать, на замену Алик оставлял своего брата Эдика, тоже водителя.

"Лесные братья": как живут минометчики на передовой в Нагорном Карабахе>>

И вот еще что. При всей своей боевитости, готовности стоять на своем и умении действовать решительно Алику из Карабаха не была чужда лиричность. Он часто мыслил, как поэт, и когда я недавно прочитал опубликованное в Le Figaro письмо французского актера Симона Абкаряна, адресованное президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, показалось: что-то подобное я когда-то слышал от водителя Алика Абрамяна (пусть это не было так литературно безупречно, но зато было так же образно и страстно).

"Земля армян – это земля знаний, земля меда и роз. Вы не знаете, что с этим делать. Здесь женщины – царицы, несущие радость. Здесь музыка и вино – незаменимые лекарства. Здесь можно верить или не верить. Потому что наша страна – это не страна, это перекресток. А вы знаете, кто ее пересекает? Все человечество. Так что, если вы думаете, что зарежете нас, как ягнят, в один миг, знайте, что мы вскормлены львицами", - написал Абкарян.

"Заросшие лесом зеленые горы, по ним серпантином дорога бежит. Как много печали, разлуки и горя земля карабахская в недрах хранит!" - это уже из газеты "Армянская церковь", стихи путешественника и блогера Александра Вайнермана.

…На днях на экране зазвонившего мобильника засветился незнакомый ереванский номер.

- Здравствуйте, это я, - услышал я смутно узнаваемый голос.

Сообразив, что видеть всегда лучше, чем слышать, абонент переключился на режим изображения. Это был Алик Абрамян. Сказал, что недавно получил звание полковника, приехал в Ереван, через два дня возвращается в Карабах на войну, решил позвонить. Договорились непременно встретиться.

характер, Карабах
Из Шуши в Баку и обратно в Армению: как столетний паспорт карабахца обрел новый смысл
"Они воюют против 10 миллионов армян": представители Диаспоры едут в Карабах. Видео
"Раненый" Мартуни: репортаж из города, в котором погибли женщина и ребенок
Женгялов хац под обстрелом. Формула выживания от карабахцев
"Будет долгая борьба, и мы готовы": врач Шаген Даниелян из Москвы спасает жизни в Карабахе
Встреча Премьер-министра РА Сержа Саргсяна и лидера оппозиционной фракции Елк Никола Пашиняна (22 апреля 2018). Гостиница Marriott Armenia, Ереван

Я предлагал властям свои услуги, но ответа не получил - Серж Саргсян

(обновлено 02:00 21.10.2020)
Третий президент Армении Серж Саргсян дал обширное интервью британскому изданию The Independent, коснувшись и вопроса взаимоотношений с представителями действующей власти.

ЕРЕВАН, 20 окт – Sputnik. Третий президент Армении Серж Саргсян в интервью британскому изданию The Independent заявил, что неоднократно обращался к действующим властям, предлагая свои услуги, но ответа так и не получил.

"Моя команда и я, а также представители других оппозиционных партий, неоднократно обращались как к действующим властям, так и президенту Карабаха, предлагая наши услуги. Но с сожалением должен отметить, что они так и не вышли на связь с нами", - сказал он.

Отметим, что премьер-министр Армении Никол Пашинян 19 октября все же встречался с представителями внепарламентских сил, среди которых был и член исполнительного органа Республиканской партии Армении Эдуард Шармазанов.

власти, Серж Саргсян
Президент США Дональд Трамп сидит, скрестив руки, во время круглого стола, посвященного безопасному открытию американских школ во время пандемии коронавируса (7 июля 2020). Вашингтон

Трамп хочет видеть Иран сильным, но при одном условии

Президент США назвал условие, при котором Иран может стать сильной, великой страной.

ЕРЕВАН, 21 окт – Sputnik. Президент США Дональд Трамп желает Ирану быть сильным государством, но при этом не обладающим ядерным оружием. Об этом глава Белого дома заявил во время выступления перед избирателями в Пенсильвании.

По его словам, американские санкции привели к сокращению ВВП Ирана почти на треть – 27%.

"Я желаю им благополучия, но они не могут иметь ядерное оружие. Я хочу, чтобы они были сильной, великой страной", - сказал Трамп.

Иран и "шестерка" международных переговорщиков в июле 2015 года достигли соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. Переговоры завершились принятием Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Договоренность, в частности, предусматривает, что оружейное эмбарго будет снято с Ирана в течение пяти лет, поставки вооружений возможны были и до истечения срока, но только с разрешения СБ ООН.

Разрешительный порядок поставок в Иран военной техники истек в воскресенье, 18 октября.

В мае 2018 года США объявили об одностороннем выходе из СВПД и восстановлении жестких санкций против Тегерана. Впоследствии США предлагали резолюцию о продлении оружейного эмбарго, однако Совбез ООН не поддержал ее.

ядерное оружие, Иран, США, Трамп Дональд