Сцена из спектакля Безумный день, или женитьба Фигаро. Фигаро - заслуженный артист РСФСР Андрей Миронов (слева), граф Альмавива - Александр Ширвиндт. Московский академический театр Сатиры.

И мистика то в чем? Ширвиндт рассказал о последних словах Андрея Миронова

(обновлено 19:34 08.03.2021)
8 Марта Андрею Миронову исполнилось бы 80 лет. Но если следовать исторической правде, родился он 7 марта: мать, известную эстрадную артистку, рожать увезли прямо с концерта. Александр Ширвиндт вспоминает обстоятельства смерти своего друга и коллеги.

ЕРЕВАН, 8 мар – Sputnik. Художественный руководитель Московского театра сатиры Александр Ширвиндт в беседе с "Московским комсомольцем" рассказал о последних словах актера Андрея Миронова.

Ширвиндт был с Мироновым в Риге в 1987 году, когда незадолго до смерти артист потерял сознание. Ему пришлось выносить Миронова со спектакля "Фигаро".

"Физические ощущения помню и его последние слова: "Шура, голова…". И это было 34 года назад", — рассказал худрук.

Он также считает, что смерть Миронова сопровождали мистические обстоятельства.

Артист рассказывает, что какое-то образование в голове Миронова врачи обнаружили еще за 15 лет до смерти - в Ташкенте. Однако все медицинские светила уверяли, что его головные боли, плохое самочувствие - все от переутомления.

"А оказалось, что в Риге у него в голове разорвалась бомба - эта огромная аневризма. И мистика то в чем? Во-первых, в Ригу в тот раз он почему-то позвал всех: приехала дочь Машка, Мария Владимировна, приехали друзья - почему то он хотел, чтобы тогда все к нему приехали. И второй мистицизм: когда все случилось, и мы повезли его после спектакля в больницу, в это время именно в Риге шел международный симпозиум нейрохирургов, весь цвет мировой нейрохирургии собрался.

8 марта 2021 года Андрею Миронову могло бы исполниться 80 лет.

22 февраля 2021 года стало известно о смерти актрисы Екатерины Градовой — бывшей супруги Миронова.

Михаил Ширвиндт
Отделение Сбербанка в Казани

Курс рубля повышается к доллару и евро

(обновлено 11:42 10.05.2021)
Национальная валюта России укрепляется на фоне повышения нефтяных котировок.

ЕРЕВАН, 10 мая — Sputnik. Курс рубля в начале утренних торгов понедельника укрепляется к доллару и к евро на подрастающей нефти. Об этом сообщает "Прайм" со ссылкой на данные Московской биржи.

Экономист Григорян заявил о риске потерять деньги даже в надежных банках>>

Курс доллара расчетами "завтра" на 07:07 мск (08:07 по ереванскому времени) снижался на 6 копеек, до 73,73 рубля, курс евро - на 12 копеек, до 89,66 рубля.

Стоимость нефти марки Brent повышается на 0,5% - до 68,66 доллара за баррель.

евро, доллары, рубль
Курс рубля снижается, несмотря на рост стоимости нефти
Снижение курса российской валюты: за евро дают больше 90 рублей
Мировые цены на нефть растут, рубль улучшает позиции
Курс российской валюты пошел вверх: рубль восстанавливает позиции
Российский теоретик-кристаллограф, химик, физик, профессор Артем Оганов

Ученый-армянин из Сколково представил научному миру "апдейт" законов природы

(обновлено 08:27 10.05.2021)
Артем Оганов предложил новую формулу для измерения электроотрицательности – одного из важнейших свойств атомов. Это позволит точнее понять и описать многие процессы в физике и химии.

ЕРЕВАН, 10 мая – Sputnik. Электроотрицательность – один из важнейших факторов, по которым взаимодействуют элементы таблицы Менделеева (попросту говоря, все вещества вокруг нас). Это способность атомов притягивать к себе чужие электроны. От этого зависят очень многие процессы в физике и химии, которые нам кажутся вполне обычными и совершенно ненаучными (например, почему при горении выделяется тепло).

Новую формулу для измерения элеткроотрицательности (а значит, и более точного объяснения многочисленных явлений природы) изложил Артем Оганов, руководитель лаборатории компьютерного дизайна новых материалов в Сколтехе (Сколковский институт науки и технологий).

Результаты его работы изложены в Nature – одном из самых авторитетных мировых научных изданий.

Что такое электроотрицательность

У атомов каждого элемента в таблице Менделеева есть способность притягивать к себе электроны соседних атомов или, наоборот, отдавать их. Степень элеткроотрицательности определяется по нескольким шкалам, из которых самая употребительная – шкала великого американского химика Лайнуса Полинга.

Артем Оганов и его коллеги представили новую шкалу, которая оказалась существенно точнее предыдущей.

Почему выделяется много энергии при горении? Почему одни вещества тверже, чем другие? Почему одни химические соединения стабильны, а другие нет? Какие свойства элементов диктуют выбор той или иной кристаллической структуры? В этих и многих других важнейших процессах физики и химии многое объясняется электроотрицательностью атомов.

Свою шкалу Лайнус Полинг составил в 1932 году и несколько раз уточнял ее. Уже почти 90 лет она верой и правдой служит ученым всего мира. Но в ней есть целый ряд трудностей, которыми можно было бы и пренебречь, но все же лучше попытаться их разрешить, отмечает Оганов.

В чем вопрос

Электроотрицательность каких-то элементов выбивается из научной интуиции. В полинговской шкале есть довольно много случаев, когда у металлов электроотрицательность выше, чем у некоторых неметаллов (хотя, по сути, такого быть не должно, так как металлы всегда отдают электроны неметаллам).

Формула Полинга связывает энергии химических связей с электроотрицательностью (вернее, с квадратом их разности).

Но Полинг рассматривал соединения элементов с низкой степенью ионности, то есть такие, где элементы не очень сильно отличались друг от друга (говоря упрощенным языком – находились на разных сторонах таблицы Менделеева), и где перенос связи от одного атома к другому был средним или слабым. Но там, где описываются большие энергии связи, и где эта формула нужнее всего - там она как раз не работает.

Уже в 70-е об этом выходили научные статьи.

В чем нововведение

В формуле Оганова меняется роль фактора ионной стабилизации молекул и квадрата разности электроотрицательностей: он становится уже не абсолютной, а относительной величиной, соотношением ионного и ковалентного компонентов атомной связи.

"Подсчитав электроотрицельность всех элементов, мы получили стройную шкалу, которая подчиняется всем ожидаемым химическим закономерностям. Средняя ошибка полинговских предсказаний составляет 40%, а по новой шкале – 5%", - отмечает Оганов.

Расчетные значения электроотрицательности для ряда элементов и соединений уже подтверждены экспериментально.

химия, физика, Артем Оганов, открытие, Наука