ЕРЕВАН, 9 апр – Sputnik, Арам Гарегинян. Севанец Агарон Тер-Григорян — из поколения, которое знало космонавтов наизусть и в лицо. В 2004-м он вернулся в Гагарин, в родные края… Да-да, ведь и в Армении есть свой Гагарин, около озера и города Севан (сейчас это район в составе города). Правда, поселок он выбрал не из-за романтики (в безработном поселке ее и в помине не было). Просто там оказалось дешевле открыть производство.
Поляки и индусы хотят предложить Армении военные средства связи >>
Для этого Тер-Григорян приватизировал завод, выпускавший люстры. Остались от него только обшарпанные опоры и стены. Не было и главной опоры — специалистов. Из 14 советских предприятий в Гагарине не работало ни одно.
"Сварщиков, слесарей учили почти всех с нуля. Но не жалуемся. Через год уже дали первую продукцию. А теперь заказов столько, что последние четыре-пять лет работаем круглый год. Вот сейчас подали заявки на шесть тендеров, ждем ответа", — говорит он.
Начала "АМА Компрессор" с установок для газозаправок. А теперь собирает компрессорные установки уже для "Лукойла" и "Роснефти". На предприятии работает полсотни с лишним человек. Несколько отцов уже привели сюда сыновей.
Детали для компрессорных установок тут, правда, используют готовые. О собственном производстве такого рода в нынешней Армении трудно и мечтать. Но и собрать компрессорную станцию на семьсот атмосфер — совсем не игрушки.
Тем более учитывая, что перед клиентом за все отвечает именно сборщик (packager).
"Естественно, прежде чем такое доверить, нас по нескольку раз досконально проверяли — и General Electric, Leroi, и другие производители, с кем мы работаем", — говорит Тер-Григорян.
На практике родилось несколько изобретений, которые удивили даже видавших виды теоретиков. Однажды всю установку решили собрать в один ящик: компрессор, автоматику и охлаждение. Увидев, что получилось, проектный институт забил тревогу заказчику (а им был не кто-нибудь, а сам "Лукойл").
"Из института им написали — вас обманули, собрали вам один контейнер вместо трех… Но потом во всем разобрались. Теперь берут пример", — добавляет Тер-Григорян.
Работает компания только на экспорт. За плечами — Грузия, Украина, Болгария, Узбекистан. А также российские "Лукойл" и "Роснефть".
Не последним в географии идет Иран. Нет, там компания еще не работает. Рынок не из легких, да и компрессоры компания использует американские. Зато из Ирана пришел важный "актив" — начальник сварочного цеха. Учился он в Ереване, так что и по-армянски говорит вполне прилично. А еще один сотрудник — иранский армянин. Недаром — ведь какой у Ирана опыт в нефтегазовой индустрии, рассказывать не нужно.
На заводе, как мы уже сказали, работает более 50 человек. В новом цеху будет работать еще столько же. Тут хотят выпускать установки до 2-3 мегаватт (в действующем цеху собирают до 700-800 киловатт). Открыть его хотят в 2019 году, а может, уже и в этом. Но уже, на "вырост", подали заявки на конкурсы по крупным компрессорам.
Работать "на вырост" гагаринцам не впервой. Когда компания только начала работать, российские заказчики долго не могли поверить, что продукцию выпускают армяне. То, что россияне, приехав, увидели своими глазами, было против всех правил. В еще не полностью достроенном цеху, почти на земляном полу, сияла готовая установка.
"Машина времени": армянская глубинка и жизнь по-гагарински — фотолента >>
Скорость и умение увидел и оценил "Лукойл" — а уж там-то трудно кого-то чем-то удивить. На одном из месторождений в Республике Коми концерн пересмотрел итоги своего тендера в пользу гагаринцев. За качество, но отнюдь не только. А еще и за честность: армянская компания добросовестно сохранила все условия техзадания, не выдавая более дешевых деталей за дорогие.
И если мастерство инженеров оценили эксперты "Лукойла", то их честность оценил уже сам Вагит Алекперов, президент компании. И, не откладывая в долгий ящик, распорядился следующую поставку отдать гагаринцам без тендера.
Такая верительная грамота открывает многие двери. Но в компании не зазнаются и продолжают работать. Совсем по-гагарински.
ЕРЕВАН, 23 апр – Sputnik. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко надеется, что предложенная встреча президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена состоится и позволит перезапустить отношения стран, сообщает РИА Новости.
"Я рассчитываю, что предложенная встреча глав государств состоится, нужна перезагрузка отношений", - сказал спикер.
США 15 апреля ввели новые санкции против России, под их действие попали 32 физических лица и объединения. Санкции также запрещают финансовым учреждениям США покупать при первичном размещении российские гособлигации после 14 июня. Кроме того, Вашингтон заявил, что высылает из страны 10 сотрудников российской дипмиссии. Как заявил МИД РФ, санкционный курс США не отвечает интересам народов двух стран.
"Избегание столкновения с большими силами свидетельствует не о трусости, а о мудрости, ибо принесение себя в жертву никогда и нигде не является преимуществом" (Сунь Цзы. Искусство войны).
За последние годы отношения России и США фактически перешли от соперничества к конфронтации, по сути — вернулись в эпоху холодной войны. Санкционное давление, угрозы, конфликтное противоборство, защита своих эгоистических интересов — все это ввергает мир в состояние перманентной нестабильности.
Когда отношения двух стран долгое время находятся в подобной ситуации, это и называется кризис. Такие кризисы являются очень благоприятной почвой для появления еще более острых периодов в отношениях — "кризиса кризисов". В подобной ситуации любой неверный шаг, отсутствие терпения, стратегического понимания веса каждого слова могут ввергнуть не только две отдельно взятые страны, но и весь мир в пучину тяжелейших проблем, поставив его перед угрозой прямого военного столкновения.
Подобное уже происходило в нашей общей истории. Правда, время было несколько иным, чем сейчас, а местом действия был Карибский бассейн, но суть происходящего была очень схожей.
Внешняя политика США того времени вынуждала нашу страну соответствующим образом реагировать. В конце 1950-х и начале 1960-х это проявлялось в размещении американских ракет в Турции, в Южном Вьетнаме, в Ливане. И в неуклюжей политике на Кубе, породившей революцию, а потом в попытке вернуть контроль над Островом свободы. И во многом другом.
Сегодня же это — антироссийские санкции, организованная кампания травли России, американская политика в отношении наших соседей, окончательный приход НАТО к нашим границам, противодействие "Северному потоку — 2", встревоженность реализацией нашей страной Северного морского пути, наконец, украинский вопрос и многое другое. Примеры такой политики проявляются ежедневно.
Россия сегодня, как и СССР в прошлом, всегда была в состоянии догоняющей Соединенные Штаты по уровню угроз оппоненту.
Россия сама будет определять национальные интересы и красную черту>>
В начале 60-х ответом американцам стало развертывание СССР стратегического наступательного вооружения на Кубе. США, как известно, пошли на дальнейшую конфронтацию: стянули военные корабли, взяли остров в морскую блокаду и даже готовили полноценное вторжение. Этот кризис получил название Карибский. В его рамках есть два основных момента.
Первый. Долгосрочный ответ — это не только появление ракет у берегов Соединенных Штатов. Прежде всего это был показ и, что еще важнее, осознание западными странами инфраструктурных возможностей нашего государства по развертыванию в короткие сроки военных баз в любой точке мира.
Второй. Ситуация, находящаяся "в пяти минутах от войны", была спасена лидерами двух сверхдержав, сохранившими трезвость оценки ситуации, признавшими и принявшими мудрость компромисса, а следовательно — готовыми идти на уступки.
В какой-то момент лидеры общались напрямую, в какой-то — нет, но в любом случае между СССР и США был равноправный диалог, осуществляемый не через язык угроз и ультиматумов.
После разрешения Карибского кризиса за весь XX век не возникало ситуаций, когда две страны находились так близко от войны. Потому что обе усвоили урок: сотрудничество в разрешении международных проблем лучше конфронтации.
Но сегодня ситуация несколько иная: США скатились в нестабильную внешнюю политику. Это проявилось и в отказе от ядерной сделки с Ираном. В выходе из Договора по открытому небу и ряда других. А в настоящий момент — и в риторике нового президента.
Новая стратегическая реальность — нестабильность внешнеполитического курса Вашингтона — во многом вызвана как внутренними причинами, так и определенным падением авторитета США в качестве лидера западного мира.
Новая же тактика американской администрации: одной рукой сигнализировать о необходимости диалога, а другой — увеличивать давление. Она может говорить и о выполнении предвыборных обещаний демократов, и об отсутствии единства в выработке курса и принятия решений в новой команде, и об американском "миссионерстве". "Мы всегда правы, вы должны нас слушаться". А партнеры и оппоненты должны воспринимать такой курс как должное, причем с чувством благодарности за полученный "урок".
Призыв к диалогу мы услышали во время телефонного разговора двух президентов. И тут же началась жесткая риторика, введены новые антироссийские санкции, высылаются дипломаты, подписан указ о российской угрозе. Сюда же необходимо отнести искусственно усугубляющийся конфликт на востоке Украины, милитаристские заявления руководства США, переброску военной техники в наш регион. Проще говоря — обострение ситуации.
Очевидно, что СССР воспринимался США как равноправный соперник, с которым, без сомнения, необходимо считаться. Это было обусловлено военно-политическим паритетом сторон, для сохранения которого и была создана система международных организаций. И наличием двух военных блоков — стран НАТО и стран Варшавского договора.
Но после распада СССР паритет на какое-то время исчез. Соединенные Штаты, прожив полтора десятилетия в системе координат, когда ни одна другая страна мира не только не имела сопоставимой с ними мощи, но и не имела даже гипотетического права располагать подобной силой, просто-напросто отвыкли от равноправного диалога.
Новая администрация США, восстанавливая свое положение мирового правителя и защитника коллективного Запада (причем параллельно убеждая в этом самих себя), не имеет силы духа признать, что кто-то в мире может располагать инфраструктурными возможностями и военно-политическим потенциалом, сопоставимыми с ними. Например, Китай или Россия.
На повестке дня стоит вопрос: обретет ли сегодняшняя американская администрация мудрость компромисса, к которой пришли лидеры стран — участниц Карибского кризиса 60-х годов прошлого века?
И что поможет гасить проблемы, когда ситуация накалена до предела?
Таких моментов три.
Во-первых, осознание цены "рокового решения". Если ущерб от победы будет настолько большим, что поставит вопрос о дальнейшем существовании победителя, то это не победа.
Во-вторых, прямая связь. Это не просто телефон, по которому можно дозвониться, а возможность говорить откровенно и, что еще важнее, слышать своего собеседника. И понять его логику и аргументы.
И, в-третьих, самое важное. Не только понимание необходимости и возможности компромиссов, но и готовность идти на эти компромиссы. Готовность отказаться от языка ультиматумов и хамства, которые загоняют диалог под плинтус.
Именно поэтому риторика, заключающаяся в нехитрых словах "Россия заплатит цену", хоть и звучит очень по-американски, ведет прямо в тупик. Из этого тоннеля нет выхода. Эта мантра не даст просветления никому.
ЕРЕВАН, 23 апр - Sputnik. Неизвестный позвонил в полицию Армении, угрожая совершить террористический акт. Об этом сообщает сайт криминальной хроники Shamshyan.com.
Звонивший назвался чеченцем и заявил, что готовится совершить теракт у "Голубой мечети" в Ереване.
На место выехали сотрудники спасательной службы МЧС, бригада врачей "скорой помощи", а также опергруппа полиции.
Отметим, старинную "Голубую мечеть" в Ереване посещают приезжающие сюда мусульмане (в основном из Ирана).