ЕРЕВАН, 26 июн — Sputnik. Республиканская партия Армении расценивает арест бывшего президента Роберта Кочаряна как политическое преследование. Об этом говорится в распространенном в среду заявлении партии.
РПА считает, что этот процесс не имеет никакого отношения к демократии, верховенству права и независимости судебной власти.
"Никакой политики в деле Роберта Кочаряна нет" - депутат от "Мой шаг">>
25 июня Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции об освобождении из-под стражи Кочаряна и приговорил его к аресту. Решение суда первой инстанции о прекращении производства по делу и направление его в Конституционный суд, принятое 20 мая, также было отменено.
"Третий по счету арест Роберта Кочаряна – очередное проявление продолжающейся политической мести, с его помощью предпринимается попытка отвлечь внимание армянского народа от накапливающихся в стране проблем", - говорится в заявлении.
Республиканцы считают, что арест Кочаряна наносит урон внутриполитической обстановке в Армении и международному имиджу страны. Согласно заявлению, в стране продолжается процесс раскола общества, что становится очень опасным на фоне тенденций в регионе.
В РПА убеждены, что решение об аресте Кочаряна продемонстрировало лживость заявлений о необходимости судебно-правовых реформ и повышении независимости судов. Республиканцы обещают поднять вопрос ареста в ходе встреч на международных площадках.
Кочарян обвиняется в свержении конституционного строя в 2008 году в Армении. Тогда оппозиция во главе с первым президентом республики Левоном Тер-Петросяном проводила многодневные митинги, выступая против итогов президентских выборов. Долгосрочные акции протеста переросли 1-2 марта в столкновения, в результате которых погибли 10 человек.
ЕРЕВАН, 27 фев – Sputnik. Президент Армении Армен Саркисян пока не принял решения по ходатайству об увольнении начальника генштаба ВС Оника Гаспаряна, сообщила Sputnik Армения помощник армянского лидера Асмик Петросян.
На принятие решения у Армена Саркисяна было 3 дня (срок истекает сегодня, если речь идет не о рабочих днях, в Конституции это не прописано - ред.). Либо президент отправляет прошение премьера обратно со своими замечаниями, либо решение об отставке Оника Гаспаряна автоматически вступает в силу.
Напомним, что Генштаб 25 февраля потребовал отставки премьер-министра Никола Пашиняна. Это произошло после того, как глава правительства снял с должности первого замначальника Генштаба ВС, генерал-лейтенанта Тирана Хачатряна, ранее подвергшего критике заявления премьера о "невзорвавшихся "Искандерах". В ответ премьер Никол Пашинян заявил о попытке переворота.
Он также сообщил, что подписал решение о снятии самого начальника Генштаба с занимаемой должности. Документ об увольнении до сих пор не подписан президентом. Однако по истечении 3 дней, согласно Конституции, если президент не обратится в Конституционный суд, то решение премьера вступит в силу.
Оппозиция заявила о начале бессрочных акций протеста, установив палатки у здания парламента.
ЕРЕВАН, 27 фев — Sputnik. Омбудсмен Армении Арман Татоян жестко отреагировал на заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о статусе армянских военнослужащих и удерживаемых гражданских лиц, подчеркнув, что все они считаются пленными.
Ранее президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Баку передал Еревану всех военнопленных, добавив, что у азербайджанской стороны находятся только "диверсанты".
Татоян подчеркнул, что все военнослужащие находились в Карабахе для выполнения своих конституционных обязанностей в рамках прохождения обязательной воинской службы.
Есть доказательства, подтверждающие, что в Азербайджане находятся больше пленных, чем заявляют власти этой страны, подчеркнул омбудсмен, также отметив, что речь идет о периоде предшествующем возвращению 44 армянских пленных.
"Защитник прав человека зафиксировал множество случаев, когда, несмотря на подтверждаемые видеозаписями и другими материалами факты, власти Азербайджана либо затягивают, либо так их и не подтверждают", — отметил он.
Татоян подчеркнул, что уголовное преследование в отношении пленных, удерживаемых в Азербайджане, их арест и, тем более, придание им статуса "террористов" или "диверсантов" являются грубым нарушением международного гуманитарного права и прав человека. По его словам, принятая в 1949 году вторая Женевская конвенция четко формулирует, что лица не могут быть подвергнуты уголовному преследованию или арестованы за службу в армии.
"Власти Азербайджана сначала искусственно затягивали возвращение пленных, а затем начали злоупотреблять и фальсифицировать правовые процессы, и прямо заявлять, что в Азербайджане содержатся только "террористы и диверсанты". Международное гуманитарное право запрещает такое обращение. Это очевидно содержит признаки военного преступления", — заметил Татоян.
Он вновь напомнил, что освобождение пленных и их возвращение должно было быть обеспечено сразу по завершении боевых действий и не должно политизироваться. Этот запрет действует в любом случае, независимо от его закрепления в документах, связанных с конкретным конфликтом. В этом контексте Омбудсмен подчеркнул, что спустя двадцать дней после завершения боевых действий захваченных лиц нельзя называть военнопленными.
По его словам, недопустимо трактовать трехстороннее заявление от 9 ноября так, будто оно касается исключительно тех, кто был взят в плен до его подписания.
"Во-первых, как до, так и после заявления, а также сейчас мы имеем дело с продолжающимся (незавершенным) вооруженным конфликтом: это правило прямо следует из требований международного гуманитарного права. Кроме того, заявление президента Азербайджана прямо противоречит намерениям сторон, подписавших трехстороннее заявление, и его реализации",— подчеркнул Омбудсмен.
Татоян пояснил, что, основываясь на восьмом пункте этого заявления, Армения уже передала Азербайджану двух лиц, совершивших преступления в Карабахе, в том числе осужденных за убийства мирных жителей. По тому же принципу Азербайджан передал Армении формально осужденных в этой стране армян. Армения и Азербайджан передали также пленных, задержанных после трехстороннего заявления. Следовательно, упомянутое заявление должно применяться ко всем ситуациям, относящимся как к периоду до, так и после 9 ноября до тех пор, пока существует объективная потребность защиты прав человека и гуманитарного процесса в связи с последствиями военных действий.
"Бесполезно": азербайджанские СМИ устроили очередную травлю омбудсмена Армана Татояна>>
"Поэтому, принципиально недопустимо обуславливать вопрос пленных только датой трехстороннего заявления. Еще раз подчеркиваю, что, независимо от даты пленения, все удерживаемые в Азербайджане военнослужащие и мирные жители армянской стороны являются военнопленными по статусу", — подчеркнул он.
Омбудсмен считает, неотложность вопроса освобождения пленных следует также рассматривать в контексте политики ненависти в отношении армян, осуществляемой в Азербайджане, что неоднократно подтверждалось опубликованными им отчетами, основанными на доказательствах. Вместе с тем, он подчеркнул, что вопрос пленных в Азербайджане явно политизирован, а судебные процессы искажены.
"Все это грубо нарушает гуманитарный процесс и гарантирующие права человека, международные требования. Следовательно, они должны быть освобождены без каких-либо предварительных условий и возвращены в Армению", — сказал Татоян.
Омбудсмен обратил внимание международных правозащитных организаций на вышеупомянутое заявление президента Азербайджана, чтобы исключить любое нарушение гуманитарного процесса и обеспечить его строгое соответствие международным нормам.
Хороший армянин – мертвый армянин: Татоян представил новые факты ксенофобии в Азербайджане>>
Как известно, после установления режима прекращения огня в зоне карабахского конфликта вопрос возвращения пленных и заложников, удерживаемых в Азербайджане, остается наиболее острым для армянской стороны. Власти Азербайджана не спешат возвращать всех пленных. За прошедший отрезок времени было лишь несколько случаев обмена, в рамках которых на родину вернулись 69 армянских военных и гражданских лиц. По данным правозащитников, в Азербайджане остается еще около 300 человек. Однако не исключено, что их может быть больше.