ЕРЕВАН, 21 янв – Sputnik, Арменуи Мхоян. Уроженка Гюмри Милен Каранян, установившая мировой рекорд, поет в разных жанрах и собирается принять участие в шоу "Битва титанов", а также выступить с концертами в России и Армении.
Милен родилась и выросла в Гюмри. С девяти лет живет в Москве. Ее маму зовут Асмик, и она музыкант. Отец, Армен, скульптор и дизайнер.
Есть надежда: почему футболист Андраник Барикян вернулся из Франции в родной Гюмри>>
"Впервые она запела в 6 лет и сразу выиграла в конкурсе, проходившем на уровне школ. В музыкальную школу не ходила, всему училась и учится сама. Музыкальной грамоте обучена", — в беседе с корреспондентом Sputnik Армения рассказала мать девочки Асмик Каранян.
Интересно, что мать всего два года назад поняла, что у дочери мощный голос и редчайший диапазон.
"Говорю не как мать, а как музыкант: 12-летняя девочка наделена регистрами всех голосов: от баритона до колоратурного сопрано. Именно в этом ее главный "козырь", — отметила мать Милен.
11 декабря 2019 года девочка в присутствии международного жюри и экспертов установила новый рекорд мира и России как ребенок с самым широким диапазоном голоса – почти пять октав. Так она оказалась в российской книге рекордов.
"Очень люблю петь, провожу за этим занятием по два часа в день, сейчас учусь играть на гитаре", — в беседе с корреспондентом Sputnik Армения рассказывает Милен.
Ее любимый жанр – рок, любимая группа — The Scorpions, а любимая рок-звезда - Ронни Джеймс Дио (вокалист групп Rainbow, Black Sabbath и лидер собственного проекта Dio). Она знает и поет все его песни.
Одна встреча с Пашиняном и 15-летний гюмриец "замахнулся" на кроличью ферму>>
За год девочка выиграла множество конкурсов, но останавливаться на этом не собирается.
Хотя успехов Милен добилась в России, о своей исторической родине, о родном городе она не забывает. В репертуаре девочки более 50 мировых хитов на разных языках и в разных жанрах, включая армянские народные песни.
Один из самых любимых исполнителей Милен – российский певец армянского происхождения Сергей Арутюнов, сын всемирно известного джаз-исполнителя Николая Арутюнова.
"Милен мечтала спеть дуэтом с Сергеем Арутюновым. Однажды она обратилась к Сергею в прямом эфире, и он не отказал, за что мы очень благодарны певцу. Они собираются выступить с программой "Три поколения армян", — рассказал мать девочки.
Отметим, что Милен Каранян в свои 12 лет уже дала три сольных концерта. Она мечтает петь на больших сценах, давать благотворительные концерты и помогать нуждающимся детям.
Он умел искренне радоваться жизни, а самое главное – делиться этим чувством с другими людьми, он запросто устраивал праздники в будни и звал на них любого, кто был не прочь присоединиться к веселью.
Арно Бабаджанян умел и филигранно сочетал в своих произведениях, наряду с родным армянским мелосом, европейские и русские интонации, неповторимые гармонические сочетания, которые и сегодня удивляют музыкантов.
В их семье музыкантов не было, хотя отец иногда развлекался игрой на флейте – на любительском, конечно, уровне. А Арно в три года уже вовсю наигрывал на старенькой гармонике, а в 9 лет написал "Пионерский марш", свое первое произведение. Но между этими двумя датами прошло целых шесть лет, в течение которых случилось важнейшее событие – Арно заметил Арам Ильич Хачатурян.
Навестивший обычный ереванский детсад высокий гость был поражен талантом вундеркинда, да и физические пропорции маленького Арно поражали – огромные кисти рук, неправдоподобной величины и конфигурации нос. Хачатурян, послушав шестилетнего мальчугана, констатировал: "Он избранный!" С тех пор Арам Ильич будет появляться джинном из бутылки, в самые нужные моменты творческой биографии Арно Бабаджаняна.
Создавая песню, Бабаджанян всегда знал наперед, кто ее будет исполнять. Он очень тонко чувствовал вокальные особенности любого солиста, а ведь с ним работали очень разноплановые исполнители: от Людмилы Зыкиной до Софии Ротару, от Юрия Гуляева до Жана Татляна.
Лучшие песни для Муслима Магомаева написал Арно Бабаджанян. Слова, чаще всего, сочинял Роберт Рождественский. Тройка титанов советской эстрады не только тесно сотрудничала, но и крепко дружила. Поэта вспоминают время от времени, композитора еще реже. Что же получается? Получается, что песню слышим, исполнителя видим, а чья музыка звучит – не знаем.
Незаслуженно забытый Арно Бабаджанян, или С кого армянским магнатам надо брать пример>>
Бабаджанян дружил с Рождественским, им удавалось сотрудничать. Сначала сочинялась мелодия, а затем уже писались стихи. По воспоминаниям Бабаджаняна-младшего, Рождественский был очень музыкальный человек.
"Отец ему запишет мелодию на кассету, он дома послушает, сам поиграет и как-то он точно попадал образно", - сказал Араик.
А композитор Шаинский говорил, что Бог вложил в Бабаджаняна "потрясающую музыкальность, которой славится весь армянский народ". По его мнению, армянский композитор сочинял действительно выдающуюся музыку.
"Диапазон его музыкальной деятельности очень обширен. Кроме эстрадных песен, которые пользовались огромнейшей популярностью, нельзя не упомянуть его композиций, его сочинений в академической серьезной музыке. Это было очень талантливо", - говорил Шаинский.
Иосиф Кобзон порой в шутку обижался, пеняя композитору, что, мол, главные хиты достаются Магомаеву, а ему лишь иногда что-то перепадает. Хотя первым исполнителем знаменитого бабаджаняновского "Ноктюрна", вопреки всеобщему убеждению, был именно Кобзон, а не Магомаев.
Бабаджанян написал эту музыку для собственного исполнения на рояле, и не раз играл ее с оркестром Силантьева. Как-то Кобзон сказал Бабаджаняну: "Слушай, Арно, давай попросим Роберта, пусть напишет стихи — я очень хочу исполнить эту песню". На что получил ответ, что вот эту вещь трогать не надо: "Когда меня не будет – делайте, что хотите". И действительно, после смерти Бабаджаняна Кобзон обратился к Рождественскому, который написал пронзительные прекрасные стихи.
Иосиф Кобзон считал Армению вторым домом. Однажды, когда он был в Ереване, признался журналистам: "Я не гость в Армении, так как приезжаю сюда часто и по радостному поводу, но всегда первым делом в Армении посещаю памятники, могилы друзей".
Кобзон считал Арно Бабджаняна, Микаела Таривердиева достоянием Армении, которым должен гордиться весь армянский народ.
Вспоминая Арно Бабаджаняна, Евгений Евтушенко сказал о нем так: "Он родился именно как музыкант. Его талант не есть сумма кропотливых, каждодневных усилий типично незаурядного музыкального дарования. Он атипичен, сама природа позаботилась об этом".
А сам маэстро относился к собственной персоне с присущим ему добрым юмором: "Во времена Шопена или Рахманинова было куда легче — собрания не проводились, в нарды и шахматы не играли. И жизнь была менее интересной. Сегодня даже не знаешь: писать музыку или жить. Впрочем, не будь я композитором, играл бы, наверное, на сцене, изображал бы комика. Думаю, он у меня получился бы гротесковый".
Мартин Вартазарян, известный армянский пианист и композитор, в подтверждение этих слов, рассказал несколько веселых историй, связанных с Арно: о том, как в Доме композиторов в Дилижане все кому не лень стреляли у него сигареты "Мальборо", о том, как процедура для оздоровления спины проходила девизом –"пошли вешать Арно", о том, как они с друзьями, дурачась, выплачивали штраф за переход в неположенном месте мелкими монетами и многое другое.
Арно Бабаджанян - человек с большим чувством юмора>>
Но самое главное, убежден Вартазарян, в Арно был прирожденный талант пианиста и композитора. Он показывал всем свои произведения, и как школьник ждал мнения, выслушивал, но всегда поступал по-своему.
Если вслушаться в волшебную музыку величайшего композитора кино всех времен и народов – Эннио Морриконе – рано или поздно придешь к осознанию невероятной близости в своей основе мелодизма итальянского маэстро в его знаменитых саунд-треках и мелодизма Арно Бабаджаняна. Если человек гений, то это – навсегда, и гениальность – величина непреходящая, а потому все созданное такими людьми не знает границ ни временных, ни географических.
Эдуард Тер-Казарян, знаменитый микроминиатюрист, передал свое мастерство по наследству, сначала, внучке, затем - правнучкам. Одна из них, Анна, которая занимается микроминиатюрой с 14 лет, выгравировала портрет президента России Владимира Путина из камня сердолика и разместила его на зернышке риса. По ее словам, она хочет подарить этот портрет российскому президенту от армянского народа.
Каждый школьник Армении может трижды бесплатно посетить музей, театр или концертный зал>>
Мастерицы делали выставки своих работ в Армении: уникальные произведения искусства посмотрели уже больше 10 тысяч армянских школьников.
Жанна Погосян, Sputnik Армения
Ванадзор порадовал несколько необычной для областного города оживленностью. На зимних улицах десятки людей, кто-то торопится, кто-то неспешно прогуливается. На одной из главных улиц Тигран Мец несколько человек заходят друг за другом в узкий переулок между двумя рядами зданий, откуда доносится смесь запахов и виднеются пестрые ряды: здесь расположен один из самых активных рынков города. И название у него не менее пестрое - "Лачинский коридор".
- "Лачинским" его назвали во время войны, в 90-ые. Похож же на коридор, верно? - улыбается продавец рынка, которому на вид лет 30, не больше.
- Насколько я себя помню, здесь всегда был рынок. В Советские времена всех этих домов не было, даже машина могла пройти по этой дороге, настолько широкой она была, - рассказывает другой торговец. Перед ним стоят несколько мешочков с кофейными зернами и молотым кофе. Во время нашей беседы у прилавка появляется женщина, выбирая кофе, посматривает в нашу сторону.
- А в Советское время как рынок назывался?
- Да никак вроде, - задумывается продавец постарше, - в то время продавцов было намного меньше, и были в городе более популярные точки для продажи… - мужчина, вдруг, словно озарило, - вы дядю Мартуна спросите, он здесь живет с незапамятных времен.
Дядя Мартун - мужчина в кожаной кепке, с пакетом яиц в руках.
- Вы здесь живете? - спрашиваю я его.
- Да, вот мой дом, - показывает он на обувной магазин.
- Не поняла, - недоумеваю я.
- А ты сделай несколько шагов назад и увидишь.
Следую его совету: вижу за одноэтажным магазином с табличкой "Лимар" виднеется двухэтажный серый дом.
- Это в честь детей? Лиана, Мариам?
- Угадала Лиану, - говорит, улыбаясь дядя Мартун, - Лиана - моя старшая внучка, пятиклассница. А "мар" - в честь двоих внуков-близнецов - Марата и Мартуна.
Мартун Лалаян с сыном открыли магазин обуви и трикотажа "Лимар" 12 лет назад. Рынок уже давно тогда назывался "Лачинским".
- Его назвали "Лачинским" во время самого пика Карабахской войны 90-ых, - рассказывает Лалаян, - в 1992 году Лачинский коридор то переходил армянской стороне, то азербайджанской, вечно шла борьба за него. И тоже самое здесь - каждый день продавцы боролись друг с другом за каждый сантиметр рынка. Мы здесь жили, и все время видели и слышали эти споры, - рассказывает Лалаян.
- Тут шли бои похлеще Карабахских, - шутит молодой продавец, - да и сейчас у нас каждый день есть особый час для драки.
Мужчины смеются. Спрашиваю их про новую Карабахскую войну, в результате которой Армении из всего Лачина (Бердзора) остался лишь один коридор, да и то под наблюдением российских миротворцев.
Армения и Турция "обречены на соседство": журналист из Стамбула о миссии Гранта Динка>>
- Нам бы тоже понадобился миротворец, - опять шутит молодой.
А Лалаян продолжает рассказывать, показывая лавочку, где они собирались в дни войны, приносили сигареты, вещи, чтобы отправить на фронт.
- Арцруна слушали вместе. Зря потом все на парня накатили, - говорит еще один продавец в возрасте.
- И на Никола тоже, - говорит еще один.
- Да? - удивляюсь я.
- А как же, - убедительно говорит тот, - у нас самая лучшая торговля была в год Революции. Столько людей из Еревана приезжало,
куча туристов, иранцы, казахи…
- Ко мне даже один казах два раза в год заходил тогда, - вспоминает Лалаян, - в первый раз купил обувь, во второй пришел ее поменять, размер не подходил.
После 2018-го года дела на рынке пошли хуже. 60-летний продавец фруктов говорит, что за последний год продажи было так мало, что даже задумывался вернуться на свою прежнюю работу.
- Я 30 лет работал водителем в пожарной службе. Потом вышел на пенсию - раньше, чем мог бы. Чтобы не умереть со скуки, перебрался на рынок. Сначала было неплохо, но сейчас… На хлеб хватает и все.
Если сегодня и есть сходство между рынком и реальным "Лачинским коридором", то оно лишь в узости: за лишние сантиметры на рынке уже никто не воюет.
- Я всю жизнь ходил на этот рынок как покупатель, всегда замечал, что есть свободное место. Как вышел на пенсию, сразу пришел сюда и установил свою лавочку. Никто ничего не спросил даже.
Сфотографироваться мужчина не пожелал. Объяснил, что настолько не любит фотографироваться, что даже откладывает замену паспорта, срок действия которого уже давно вышел.
Рядом с его огромный магазин с красочным названием "Лачин Сити". Магазин претендует на звание супермаркета - здесь можно найти все, от резинок для волос до посуды.
- А почему "Лачин Сити"? - спрашиваю я директора.
- А как еще? - улыбается она, - рынок называется Лачинским, вот и мы, когда открывали магазин в 2009-ом, выбрали самое подходящее название.
Рядом с "Лачин Сити" аппарат кофе, на котором написано "Кофе Лачин".
Народное название рынка настолько закрепилось, что даже Гугл-карта во время поиска словосочетания "Лачинский коридор" предлагает два варианта - Карабахский и Ванадзорский.
"Лачинский рынок" со стороны улицы Тиграна Меца связывается с парком "Арцах". В парке стоят несколько статуй и торговый центр "Арцах". На здании - оранжевое изображение Дедо-Бабо, символа Арцаха, скульптуры "Мы и наши горы". Как и настоящий Арцах, парк резко опустел: говорят, в теплое время года здесь яблоку негде упасть. Когда в "Арцах" придет весна?!