Заслуженный и народный артист Армении, знаменитый джазмен Левон Малхасян рассказал корреспонденту Sputnik Армения о своих мечтах, сложностях работы с молодыми джазменами, личной жизни и будущем армянского джаза. Беседовала Астхик Сукиасян.
— Что джаз изменил в вашей жизни?
— Джаз изменил в моей жизни абсолютно все. Впервые я познакомился с джазовой музыкой 60 лет назад – тогда мне было всего 15. Совершенно случайно посреди ночи услышал, что по радио играет какая-то божественная музыка. Сначала не понимал, что это за жанр, каждый день настраивал приемник в одно и то же время на одну и ту же волну. Позже уже узнал, что звучали композиции критика и знатока джаза Уиллиса Коновера. Сначала записывал, слушал, пытался воспроизводить.
Я походил в музыкальную школу по классу фортепиано, бросил, потом сам научился играть. Вот уже на протяжении 60 лет у меня один учитель – величайший пианист XX века Оскар Питерсон. Он стал для меня музыкальной школой, классом "имени Чайковского", колледжем "имени Романоса Меликяна", моей консерваторией. 60 лет слушаю Питерсона, у меня есть все его пластинки.
— Сын учителя и директора завода, студент филологического факультета Ереванского государственного университета языков имени В. Я. Брюсова выбирает музыкальную карьеру, да еще и в советское время, когда занятия джазом не поощрялись. Как отреагировала семья на ваше решение?
— Они были к этому как-то безразличны, так как в советские годы джаз игнорировали. Никто не запрещал мне играть, потому что после школы я поступил в институт иностранных языков имени Брюсова. Там и основал свое первое джазовое трио, которое действует и по сей день.
Скандала не было: лидер новой "Реинкарнации" говорит спасибо "обеим аудиториям">>
— Можно ли сказать, что джаз – это состояние души?
— Джаз – сиюминутная конкретизация твоих ощущений. Если человек не способен на импровизацию, он не может быть хорошим музыкантом.
— Какая сложится, по-вашему, судьба джаза в Армении, и насколько он здесь востребован?
— За 60 лет на сцене понял, что джаз востребован во всем мире: люди ломятся в залы, буквально выламывая двери, чтобы попасть на концерт. Джаз не в моде, он вечен.
Утверждение, что джаз в Армении основал Малхас, ошибочно. Нет, я пытался продолжить уже сложившиеся традиции. Всегда отказывался от всех должностей, которые мне предлагали: только играю и организовываю джазовые фестивали. Джаз сейчас очень популярен в Армении. Не припомню ни единого случая, чтобы кто-либо из армянских джазменов выступал при полупустом зале.
Забрось любого талантливого армянского джазмена на воздушном шаре в любую страну, он нам только славу принесет.
— Если бы вы могли повернуть время вспять, с каким всемирно известным джазменом хотели бы выступить?
— У меня была возможность выступить с некоторыми мировыми звездами, но если бы можно повернуть время вспять и если бы мой учитель Оскар Питерсон позволил, сыграл бы с ним.
— Многое, о чем вы мечтали, наверняка сбылось. О чем мечтаете сейчас?
— Сейчас мечтаю открыть школу-студию для наших поразительно талантливых музыкантов. Только в моем клубе играет семь джазовых ансамблей. Они очень разные, поскольку в джазе множество направлений. Этот жанр в Армении всегда будет оставаться на высоте.
Растить королев, а не служанок: Гоар Арутюнян о моделях, худобе и "ультиматуме" мужа>>
— Вы приедете большое значение воспитанию молодых кадров. Легко с ними работать?
— Работать с молодыми непросто, потому что у них мало опыта и много амбиций. Нужно находить индивидуальный подход к каждому. Но я делаю это с удовольствием, потому что это талантливые ребята.
— В одном из интервью вы признались, что вдали от Еревана не можете прожить больше 13 дней. В темные и холодные 90-е многие, в том числе и джазмены, уехали из Армении. Вам и тогда не хотелось уезжать?
— Я никогда не уеду из Армении. Это исключено на сто процентов. Посетил более 40 стран, в которых мне предлагали жить. Но я нигде не оставался, даже не пытался.
— Как человека, влюбленного в Ереван, что вас беспокоит в нашем городе?
— Я отношусь к Еревану, как к своему ребенку и не ищу в нем недостатков, потому что они — тоже мои, а значит и я в какой-то степени за них отвечаю. Единственный вопрос, который меня волнует – судьба Арцаха. Не хочу войны.
— Многие знаменитости предпочитают не говорить о своей личной жизни. Можно предположить, что вы тоже из их числа, потому что и о вашей семье мало что известно.
— Да, не люблю говорить о личном, но… Моя жена, Нина Тер-Казарян, была по специальности врачом, пять раз становилась чемпионкой Армении по плаванию. Познакомились еще в студенческие годы. К моему несчастью, в прошлом году ее не стало. Мы прожили вместе 53 года.
Только о своей дочери люблю говорить. Ирина Малхасян — хороший музыкант, композитор, сейчас преподает в Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Она окончила все музыкальные школы и университеты, которые не окончил я. Сейчас ей 50. Когда-то была обручена, потом разочаровалась и рассталась с женихом, я не задавал лишних вопросов. Внук так и остался для меня несбыточной мечтой…
P.S. История джаза началась в Армении в 1938 году с композитора и виолончелиста Артемия Айвазяна. Потом были Константин Орбелян, Мелик Паруйр Сардарян, Мартин Вардазарян, Степан Шакарян. К 1960-м у них уже были свои джаз-банды - большие оркестры. В 1963 году Левон Малхасян создал первое джазовое трио, которое потом превратилось в квартет.
С 1968 года Левон Малхасян организовывает джазовые фестивали, для участия в которых в Армению приезжали джазмены мирового уровня, такие как: New York Voices, Чик Корeа, Эл Джерро, Джордж Бенсон, Джо Кокер, Ал Ди Меола, Таня Мария и другие.
"Задыхаюсь без тебя": как Мариам Мерабова обрела и потеряла своего Армена>>
Пять лет назад была создана Армянская ассоциация джаза, которая также привозит в Армению знаменитых музыкантов.
В конце октября этого года стартует "Ереван джаз-фест", в рамках Армению посетит четырехкратный лауреат премии "Грэмми", композитор, продюсер, дирижер, бас-гитарист Стенли Кларк.
Часть коллекции Музея ковров Шуши, которую чудом, при слабом свете от мобильников, удалось вынести и спасти в ходе недавней войны в Нагорном Карабахе, сегодня выставлена в Национальном музее-институте архитектуры имени Александра Таманяна в Ереване. В беседе с корреспондентом Sputnik Армения основатель шушинского музея ковров Вардан Асцатрян сообщил, что на выставке представлен 71 экспонат.
"В плане количества, мы спасли 2/3 нашей коллекции, но с точки зрения качества мы эвакуировали более 90%. У нас было два здания в Шуши - музей и фонд. Всю коллекцию музея - 160 ценнейших ковров – мы спасли. Однако то, что было в фонде, так и осталось там", - сказал Асцатрян.
Он рассказал, что 20 октября ответственные за сферу культуры как Еревана, так и Арцаха позвонили и посоветовали им вывезти ковры из музея. Однако Асцатрян решил подождать еще немного, не хотел опустошать музей. Но в последующие дни заметил, что азербайджанская армия приближается и уже дошла до села Карин Так. В последние же дни войны возле музея разорвалась ракета, мощная ударная волна выбила окна и двери. Тогда Асцатрян сразу же позвонил министру культуры Карабаха и попросил его предоставить машину для перевозки ковров.
Коллекция ковров Шуши была собрана благодаря Асцатряну. Собирали ее годами, обходя множество сел. Он лично ходил из дома в дом и покупал их.
"Когда Карабах был в составе Азербайджана, азербайджанцы ходили по селам, покупали старые армянские ковры и предлагали взамен новые. Все это перевозили в Бакинский музей и выдавали за шедевры азербайджанской культуры. Увидев это, я понял, что единственный путь спасти наше наследие - это выкупить ковры. В 2000-х начал заниматься этим активно", - говорит Асцатрян.
Люди с радостью продавали свои ковры Асцатряну, когда узнавали, что он собирается открыть музей в Шуши. Более того, бывало, что арцахцы отказывались продавать ковры за рубеж даже тогда, когда им предлагали более высокую цену. В результате в 2011 году Асцатрян открыл в Шуши Музей ковров.
В коллекции Асцатряна собраны экспонаты, часть которых датируется 17 веком. В основном же представлены изделия 19 века, которые отличаются уникальной символикой, и специалисты с первого же взгляда определяют, что это карабахские ковры. Всем этим и могли насладиться сегодня посетители Национального архитектурного музея-института имени Александра Таманяна.
Асцатрян говорит, что у каждого ковра своя история. В качестве символов в карабахских коврах в большинстве случаев превалируют цветущие кресты, пчелы и птицы-самцы. Асцатрян говорит, что пчелы символизируют матриархат, материнское начало, но в карабахских коврах наряду с пчелами "присутствуют" птицы-самцы, что символизирует гармонию.
"Сейчас мое единственное желание, чтобы выделили место для открытия музея в Ереване. Во время выставки здесь я замечаю интерес в глазах людей. Более того, многие приходят и говорят, что желают обогатить коллекцию и подарить нам ковры, которые сохранились в их роду", - сказал Асцатрян.
Он считает, что музей может стать площадкой для научного изучения карабахских ковров.
Отметим, что экспозиция редких ковров будет выставлена в Ереване на протяжении ближайших месяцев, вход свободен.
ЕРЕВАН, 2 мар — Sputnik. На 66-м году жизни не стало заслуженного деятеля культуры, кинорежиссера, актера, педагога Георгия Кеворкова. Об этом сообщает Национальный киноцентр Армении на официальной странице в Facebook.
Отмечается, что панихида состоится 2 марта в 18:00-20:00 , похороны - 3 марта.
Кеворков родился 10 марта 1955 года в Ереване. В 1982 году окончил Высшие режиссерские курсы (мастерская Э. Рязанова). С 1982 работал на киностудии "Арменфильм".
Кеворков известен по фильмам "Чтобы этого не случилось", "Происшествие в июле", "Пока живем", "Белая кость" и ряд других.
ЕРЕВАН, 3 мар - Sputnik. На 89-ом году жизни скончалась известная виолончелистка, народная артистка СССР Медея Абрамян. Об этом сообщает официальная страничка Абрамян в Facebook.
"Народная артистка Армянской ССР, легендарный виолончелист Медея Абрамян скончалась на 89-м году жизни", — написано на странице.
Советская и армянская оперная певица Асмик Папян написала в Facebook, что Абрамян была собирательным образом армянской женщины.
"Умерла одна из главных представителей армянского исполнительского искусства Медея Абрамян. Она была собирательным образом армянской женщины, которой мы смело представили себя миру. Жаль, что ряды настоящих величин редеют", — написала Папян.
Абрамян была одной из учениц всемирно известного виолончелиста Мстислава Ростроповича. Она являлась лауреатом премий Международного фестиваля искусств им. Вихана (2-я премия, 1955 год), Первого молодежного фестиваля Армении (1-я премия, 1957 год) и Московского Всесоюзного конкурса виолончелистов (1-я премия, 1961 год).
Абрамян гастролировала по всему миру, выступала во Франции, Германии, Бельгии, США, Канаде, Аргентине и т. д.
Наряду с произведениями классических и современных композиторов для виолончели Медея Абрамян уделяла большое внимание знакомству публики с сочинениями армянских композиторов. В репертуаре Медеи Абраамян есть более 300 произведений для виолончели, из которых около 120 написаны специально для нее и посвящены ей.
Медея Абрамян более 60 лет преподавала в Ереванской государственной консерватории имени Комитаса и музыкальной школе им. П. И. Чайковского в Ереване.