Интересоваться размером зарплаты бестактно уже и у нас, тем не менее, у руководителя "Газпром Армения" Гранта Тадевосяна поинтересовались, сколько же он получает. Оказалось, что зарабатывает немногим больше 2 миллионов драмов (свыше 4 тысяч долларов) в месяц.
Но гендиректор "Газпром Армения" – не начальник цеха по выпуску шнурков для обуви, а глава одного из крупнейших предприятий страны. Тут, как говорится, по Сеньке шапка. Хотя бывает по-разному.
В начале 90-х прошлого века с зарплатой у меня дела обстояли лучше, чем у первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. Не потому, разумеется, что пост собкора был более значимым, дело – в финансовых возможностях газеты "Известия" тех времен, а также в курсе драма по отношению к рублю. Словом, иной раз размер своей зарплаты я называл даже тогда, когда не спрашивали.
А вот Тадевосяна все же спросили, на что он ответил: "Если вы считаете, что у меня огромная зарплата, и если вам непременно хочется о ней знать, то я получаю чуть больше 4 тысяч долларов в месяц".
Много это или мало? Если сравнивать с 14 топ-менеджерами российского "Газпрома" (больше 3 миллионов рублей в месяц на каждого, не считая вознаграждений и др.), то господин Тадевосян получает не так, чтобы очень. Для остальных газпромовцев, работающих под его началом (а таких около 7 тысяч человек), зарплата их начальника, быть может, кажется заоблачной, но…
Власти Армении сократили долг бизнесу в 4 раза – замглавы налоговой>>
Но, хватит считать деньги в чужом кармане, попытаемся понять, откуда раздражение? Коронавирус, аукнувшийся угрозой экономического кризиса, только усугубил положение и требует создать в Армении "солидарную социальную обстановку". Тут возможны два пути: повышать денежное довольствие "простым трудящимся" или срезать высокие зарплаты руководящему составу государственных или полугосударственных корпораций. С первым не получается, второе – легче, но решает проблему лишь отчасти.
Станет ли в таком случае лучше малоимущим – вопрос, конечно, интересный... Хотя, если по уму, а не на эмоциях, то становиться лучше не должно. Дышать свободнее граждане смогут тогда, когда всем платить будут по труду.
В государственном секторе все проще – есть фиксированная зарплата, хочешь – соглашайся, не хочешь – ищи себя в другой сфере. Хотя закон сообщающихся сосудов никто не отменял: если в частном секторе "топам" будут платить меньше, то это понизит уровень выплат и в государственных компаниях.
Но так страной процветания и богатства мы, все равно, не станем. Не швейцарцы, небось, которые отказались получать доплату в 2600 долларов ежемесячно за "просто так". И не те нынче времена, чтобы зажиточных крестьян раскулачивали, а незажиточные – потирали руки (в которые, в конечном счете, ничего не перепало).
В этом смысле разговоры о том, что вот посадим еще пару-тройку нехороших богатеев, отнимем оглушающую размерами и блеском недвижимость, а то и вовсе выдавим буржуев из страны подальше, тогда и заживем, не только пусты, но и вредны. Идти, к примеру, лучше по пути, которым прошли все благополучные страны – совершенствовать и строго блюсти систему налогообложения.
Налоги на зарплаты и прибыль бизнеса - к чему приведут новые реформы в Армении>>
Вот и президент России Владимир Путин объявил о новой реформе в этом деле. С 1 января 2021 года в России вводится так называемый "налог для богатых", после чего подоходный налог для людей с доходами более 5 миллионов рублей в год вырастет с 13% до 15%. Полученные деньги будут отправлять в помощь детям с тяжелыми и редкими заболеваниями. Не разовые благотворительные взносы, которые тоже хороши, а постоянное и соразмерное доходам "акул капитализма" пополнение бюджета, вот что нужно всем.
С государством, как отмечают экономисты, всегда так: сначала платите вы, и только потом – вам.
Директора Института нового общества России Александра Сергеева во время интервью изданию "Аргументы и факты" спросили, может ли правительство приказать частникам, сколько и кому нужно платить.
"Приказывать и не нужно. Нужно ввести прогрессивный налог на сверхдоходы",- считает профессор.
Если менеджеру придется отдавать в бюджет до 80%, то акционеры сто раз подумают, оставлять ли эти деньги компании или выплатить в виде бонуса. При этом крупные бонусы предлагается начислять только после завершения долгосрочных проектов, а в частных компаниях менеджеров лучше поощрять не деньгами, а акциями.
Замечено, что сегодня мировой бизнес все чаще переходит к таким формам работы, когда денежное вознаграждение зависит не от должности, а от результатов проекта, который ведет менеджер.
Известно и другое: чем коррумпированнее страна, тем больше в ней законов, противодействующих коррупции. Элементарно, Ватсон!
Все, как говорится, познается в сравнении. Взять, к примеру, метро. Если не брать таких гигантов, как московский метрополитен, нью-йоркскую подземку или лондонский Underground, то с чем и как могли бы сравниться мы?
Жители Лозанны, утверждающие, что местное метро – самое крутое в мире, могут и не знать, что ереванское еще круче. Претендовать на первенство мы вправе на том основании, что, если в Лозанне перепад высот составляет 336 метров, то в нашей подземке – все 550. Разница – существенная.
"Осторожно! Двери закрываются", или Ереванское метро глазами машиниста>>
Едем сравнивать дальше. Общая протяженность всех линий метро в этом швейцарском городе составляет 6 километров, у нас – 13 с лишним. На эти недлинные километры в Лозанне приходится 14 станций со средним расстоянием между ними в 461 метр – если хорошо разбежаться, можно и доплюнуть.
У нас перегоны хоть и побольше, но станций почти наполовину меньше. Проехаться по лозаннскому метро из одного конца в конец можно за 15 минут с небольшим, по ереванскому, кажется, больше.
Ездить в лозаннских вагонах удобно и приятно еще и потому, что вагоны здесь на резиновом ходу, в наших, мягко говоря, дискомфорт, и не только из-за громыхающих на стыках металлических колес. У нас поезда водят машинисты, в Лозанне ими управляют автоматы.
От конки до метро — чего натерпелись многострадальные пассажиры в Ереване>>
Как видим, непохожего больше, чем схожего. Если не брать во внимание один объединяющий "нюанс". Он в том, что и Ереван, и Лозанна могли бы без подземки обойтись.
В Лозанне с его идеально работающим наземным транспортом и населением, не дотягивающем даже до ста тридцати тысяч, это было понятно еще вчера. Тогда почему строили? В Лозанне – потому что много денег, в Ереване – потому что много амбиций.
В Баку метро уже было, в Тбилиси тоже, а мы что, совсем рыжие?
Для того чтобы начать копать, лозаннцам требовалось всего лишь решение кантонального референдума, Еревану же надо было добиваться постановления политбюро ЦК КПСС. А это – и время, и деньги, которых в Армении просто не было.
Здесь я немного отойду от Швейцарии, чтобы напомнить, как у нас поступали в случаях, когда очень хочется, но нельзя. Первые лица республики, в данном случае – Антон Ервандович Кочинян, озвучивали для Москвы сюжеты в жанре "Легенды и мифы Древней Греции". Как это выглядело в приложении к ереванскому метрополитену?
К началу 70-х прошлого века населения в столице Армянской ССР было заметно меньше нормативного миллиона, что автоматически снимало вопрос о строительстве метро, но оставляло место строительству тоннеля для скоростного трамвая с туманной перспективой его дальнейшего преобразования в метро. Короче говоря, городу позарез нужен был миллион жителей, а не какие-то там 770 тысяч. Откуда взять миллион?
Вскоре статистические сводки о числе новорожденных стали удивлять резкими скачками вверх, что, однако, трудно увязывалось с количеством койко-мест в родильных домах не только Еревана, но и всей республики в целом. Пустили в оборот и такую версию: ереванцев, мол, становится все больше не только за счет естественного прироста, но и из-за неистребимого желания зарубежных армян вернуться на землю Советской Армении.
Однако самой экзотической выглядела такая версия. Говорят, явившись на прием к дорогому Леониду Ильичу, первый секретарь ЦК Армении сказал: при расчетах пассажиропотоков в технико-экономическом обосновании необходимости скоростного транспорта в Ереване были допущены ошибки, корни которых – в незнании традиций армянского народа. Дело в том, дорогой Леонид Ильич, – так объяснял товарищ Кочинян, – что каждый армянин, если он живет отдельно от родителей, должен ежедневно их навещать.
Новые жетоны и другие сюрпризы – ереванский метрополитен перешел на новый ритм работы>>
Насчет ежедневного посещения родителей верится с трудом, зато как ласкает слух! Так или иначе, разрешение на ереванское метро было получено. В 1981 году его открыли, а потом, как водится, закрыли – чтобы устранить недоделки.
Что, впрочем, повторилось и в Лозанне. Организовав торжественное открытие, власти затем закрыли метро с занимательной формулировкой: "Лозаннское метро самое безопасное, но пока ненадежное".
А про ереванское можно сказать так: "Одно из самых красивых, когда-то не так популярных, но сегодня ереванцам без него никак".
Что завтра? Ожидается новая станция метро в Разданском ущелье, дальше, как говорится, больше.
Проблема сейчас в другом: если раньше для получения разрешения на строительство метро число ереванцев брали из воздуха, то сегодня, когда ничего выдумывать не надо, ереванцев, увы, все меньше. Но строить все равно надо.
В Азербайджане посещение Карабаха по-прежнему считается наказуемым преступлением и речь не о территориях, контролируемых Степанакертом. В Баку за последние три месяца возбуждены десятки уголовных дел в отношении собственных граждан, решившихся на несанкционированные поездки в районы, отошедшие в результате войны Азербайджану. Очевидно, что их фигуранты ездили туда за наживой, как это обычно бывает после вооруженных конфликтов. Колумнист Sputnik Армения решил изучить ситуацию.
Сразу после прекращения военных действий и подписания трехстороннего соглашения власти Азербайджана ввели запрет на посещение районов, которые им удалось вернуть. Причина – риск подрыва на минах. По официальной статистике, с 10 ноября по 9 февраля на минах в зоне боевых действий подорвалось 74 человека. А если учесть, что и после 9 февраля такие случаи тоже имели место, то можно предположить, что общее число подорвавшихся приближается к 100. Как минимум четверть из них – гражданские лица. Большинство – именно те самые нарушители запрета. Осознавая масштабы угрозы, Ильхам Алиев недавно поручил усилить меры, предпринимаемые для пресечения несанкционированных поездок гражданских лиц в контролируемые Азербайджаном районы Карабаха.
Распоряжением президента было увеличено число блокпостов на дорогах, ведущих теперь уже к бывшей линии соприкосновения. В районах низменного Карабаха были установлены предупредительные знаки, призывающие помнить о минах. По заказу прокуратуры было смонтировано несколько информационных видеороликов, в которых наглядно показано, что ждет нарушителей, ослушавшихся призыва не посещать Карабах без специального разрешения. Карать нарушителей стали жестче. Только третьего марта за попытку несанкционированного посещения Карабаха было задержано и привлечено к ответственности 9 жителей поселка Зобуджуг. Судя по публикациям бакинских СМИ, до того уже было наказано 25 человек, которым вменялось "нарушение требований военного режима" и "неподчинение полиции". Наказания разные – от штрафа в 150 манатов (88 долларов) до ареста на 10 суток.
Так что же влечет граждан Азербайджана в Карабах, несмотря на риск оказаться в тюрьме, или того хуже – подорваться на мине? Некоторыми движет обычное любопытство. Жители Тертерского района рассказывали журналистам, что некоторые земляки едут в Карабах с целью просто сфотографироваться и выложить фото в соцсетях. Есть и еще одна категория нарушителей – экстремалы. Ими движет адреналин. Для них такая поездка – своеобразный квест, по правилам которого нужно преодолеть страх, суметь обойти все блокпосты и достигнуть цели. Еще одна категория – выходцы из тех самых краев, которые вновь вернулись под контроль Азербайджана.
В Шуши азербайджанцы снесли памятник Ивану Тевосяну. Видео>>
Их задача – найти руины отчих домов и разыскать могилы предков. Но весь парадокс в том, что очень многих нарушителей запрета властей привлекают не Агдам, не Физули и не Джебраил, а покинутые армянами села Талиш и Матагис на севере и поселок Гадрут с селами одноименного района на юге. Понятно, что в этом случае цель поездки – обогащение. В наше время можно поживиться не только холодильниками и телевизорами (как это было в 90-е годы первой карабахской войны), но и компьютерами.
Судя по публикациям в соцсетях и СМИ, мародерство в оказавшихся под контролем Азербайджана армянских селах – явление достаточно массовое. В начале января известный азербайджанский оппозиционный журналист и блогер, соучредитель сетевого издания "Мейдан ТВ" Хабиб Мунтазир сообщил, что из сел Мартунинского и Гадрутского районов и из города Шуши организованно вывозится скот, тонны зерна, сельскохозяйственная техника, запчасти разобранных автомобилей. Журналист на своей странице в "Фейсбуке" пишет: "Если бы Служба нацбезопасности, генпрокуратура и военная прокуратура не сотрудничали с ворами, они провели бы расследование и немедленно арестовали бы этих людей. Выходит, военнослужащие азербайджанской армии отдали свои жизни для того, чтобы генералы, начальники полиции, мэры грабили и продавали награбленное". В сети гуляет много подобных видео.
Любопытны и комментарии под этим постом соотечественников и единомышленников Мунтазира. Вот, что написал Басат Турхан: "Мы хотели зайти в магазин, чтоб взять бутылку воды и сигареты, но военная полиция не разрешила. Нам пригрозили, что если не покинем место, нас отдадут под трибунал. А потом мы увидели, что они же пригнали грузовик и опустошили магазин. Они же увозили зерно, муку и животных. А терзаемые жаждой солдаты из-за обезвоживания слизывали с листьев капли росы…".Российское "Федеральное агентство новостей" писало, что грабежом в армянских селах занимались не только военные, но и участвовавшие в боях наемники из протурецких группировок.
Когда же будет задействован Степанакертский аэропорт?>>
Мародерство распространяется не только на частную собственность, но и на предметы культурного наследия. В Карабахе разграблено несколько музеев. Если экспонаты Бердзорского и Тигранакертского музеев успели вовремя эвакуировать, то в Шуши все было куда хуже. В Шуши действовало 4 государственных и 2 частных музея. Эвакуировать смогли только экспонаты музея ковров.
Общая сумма потерянного в Карабахе имущества оценивается в сотни миллионов долларов. Не исключено, что со временем в Европейский суд по правам человека будут поданы соответствующие иски. А пока армянские юристы собирают необходимые материалы, по ту сторону линии фронта продолжаются несанкционированные визиты "криминальных миссионеров".
ЕРЕВАН, 7 мар – Sputnik․ Бывшего президента Армении Роберта Кочаряна на возможных выборах в парламент могут поддержать сразу несколько партий, сказал Sputnik Армения политтехнолог Виген Акопян, комментируя слова экс-президента о "непартийном лидере".
Несколько дней назад Кочарян, отвечая в ходе пресс-конференции для российских СМИ на вопрос Sputnik Армения, заявил, что пока не планирует создавать собственную партию.
По словам Акопяна, если нынешний протестный формат оппозиции не увенчается успехом, то, как экс-президент сказал в интервью, он примет участие в выборах.
При этом Кочарян всегда уклонялся от формальной связи с какой-либо партией, де-юре он никогда не представлял какую-либо политическую силу, а предпочитал опираться на общественную поддержку.
"Мне кажется, что пока окончательного решения насчет формата участия нет. Хотя Кочарян, по-моему, уверен, что это не самая важная проблема для него. Найдутся партии или конгломерат партий, которые на возможных парламентских выборах поддержат его и будут рассматривать в качестве лидера своего списка", — отметил Акопян.
Если речь идет о премьерской должности, то Кочарян может даже не войти в партийный список. Партии или силы могут просто выдвинуть его на пост премьера. Варианты разные.
Эксперт считает, что проблем с поиском поддерживающих его партий — как среди существующих, так и, возможно, новых - у Кочаряна по всей вероятности не будет.
"Шансы быть среди лидеров гонки на возможных выборах в Армении у него достаточно реальны. Как минимум, он может быть конкурентоспособен", — сказал Акопян.
Отметим, что на вопрос Sputnik Армения о возможном сотрудничестве с РПА и Сержем Саргсяном, Кочарян заявил, что отдельных переговоров с ними не ведет, но поддерживает акции объединенной оппозиции.
3 марта премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе правительственного часа в парламенте сказал, что власти надеются на консенсус с оппозицией в вопросе проведения досрочных выборов.