Разработанный в Армении проект закона о борьбе с криминальными структурами – это попытка поставить крест на "ворах в законе", что само по себе и не плохо, но и не ново. Потому правильнее говорить – "еще одна попытка поставить крест".
Послевоенный 1947 год, СССР, в составе которого была и Армянская ССР. Публикуются указы об охране социалистической собственности (отдельно), личного имущества граждан (тоже отдельно). Оба указа нацелены на борьбу с криминалом, но если прежде вор расплачивался за кражу парой месяцев заключения, то отныне ему грозило двадцать лет тюрьмы. Разница есть?
Быстрее всех ее увидели воры, вернувшиеся к своему основному промыслу после фронта. Мозговые извилины королей криминала заработали в полную силу, и вот решение найдено. Если прежде вор на нарах не имел права заниматься какими-либо административными вопросами в лагере, и в случае неповиновения объявлялся "сукой", которую надо было тотчас же зарезать, то теперь вор, нарушивший "внутривидовой закон", мог жить да здравствовать и продолжать править бал на зоне.
Но за колючей проволокой отбывали срок не только воры послевоенных лет, но еще больше предвоенных, а они признавались академиками, основоположниками, классиками, и ветераны преступного мира ноу-хау "вояк" не приняли.
Аргументы: "Ты был на войне? Ты взял в руки винтовку? Значит, ты сука, самая настоящая сука и подлежишь наказанию по "закону".
В итоге – тысячи зарезанных как с той, так и с другой стороны заключенных.
К борьбе с "ворами в законе" подойдут стратегически - Минюст подготовил новую программу>>
Необходимое пояснение дал, пожалуй, лучший знаток уголовного мира тех времен писатель Варлам Шаламов, отсидевший в лагерях на Колыме не одно десятилетие.
"Старый преступный мир не принял их в свои ряды, и на "правилки" "военщина" не была допущена. Оказалось, что вопросы, тревожившие приезжих, давно уже обдуманы и обсуждены в старом преступном мире. Решение же было вынесено совсем не такое, как думали "вояки". Мозговой штурм реформаторов уголовного уклада к победе не привел. Тем не менее, крупные блатари, "вожди военщины", были озадачены, но не смущены. Что ж, если старый "закон" их не принимает, они объявят новый. И новый воровской закон был объявлен", - пишет Шаламов.
Время объявления – 1948 год, место – пересылка в бухте Ванино, автор идеи – легендарный блатарь с символической кличкой "Король", о котором даже ненавидевшие его воры в законе говорили: "Ну, как-никак, душок у него был..." (комментарий специалистов-лексикологов: "Дух, душок – это своеобразное воровское понятие. Это и смелость, и напористость, и крикливость, и своеобразная удаль, и стойкость наряду с некоторой истеричностью, театральностью").
Что было дальше? А дальше, напомнив о своих боевых заслугах (орден на войне), "Король" сказал, что берется навести полный порядок и обещает своими силами справиться с "законными" ворами. Если в крайнем случае прольется кровь, то "Король" просит не обращать на это большого внимания, ведь речь идет о полном исчезновении преступности в обществе.
Воры в законе или "погоняло не катит": какой российский закон надо срочно перенять Армении>>
Крови пролилось много, но процесс пошел. Переход к новому "воровскому закону" проходил по обряду театрального действа.
"Целуй нож!" - говорили избиваемому блатарю, поднося к его губам лезвие ножа.
Если "законный" вор соглашался и прикладывал губы к железу, он считался обращенным в "новую веру" и терял всякие права в воровском мире, становясь "сукой" навеки.
"Всех, кто отказывался целовать нож, убивали. Каждую ночь к запертым снаружи дверям пересыльных бараков подтаскивали новые трупы. Эти люди не были просто убиты. Этого было слишком мало Королю. На всех трупах "расписывались" ножами все их бывшие товарищи, поцеловавшие нож. Блатарей не убивали просто. Перед смертью их "трюмили", то есть топтали ногами, били, всячески уродовали...", - описывает подробности происходившего Шаламов.
Воры убивали "сук", "суки" – воров. Число убитых достигло рекордных высот. Вот тогда был объявлен третий "воровской закон". В чем его суть? Была создана третья сила, которая физически уничтожала и тех, и других. Блатари третьей группы получили название "беспредельщины". Стали рождаться новые и новые группы, принимавшие самые различные названия, например, "Красные шапочки".
"Крестный отец" из Армении: легендарный вор в законе Сво Раф всегда ударял первым>>
…Когда долго живешь, многое помнишь. В начале 60-х по Еревану поползли слухи о так называемой "Молодой гвардии". Рассказывали о неизвестных "бойцах невидимого фронта", взявшихся усмирять не только местных "авторитетов", но и "воров в законе".
Гвардейцы вели себя дерзко, в разговоре с бандюгами за словом в карман не лезли, а когда надо вытаскивали из него оружие. Очищать город от "авторитетов" начали с окраин города, где кучковались главари уголовного мира со своими прихлебателями, и так, шаг за шагом, добрались до центральной части Еревана. Особенно часто доводилось слышать имя некоего "Жожо", то ли главного среди гвардейцев, то ли сменившего ориентацию воровского "авторитета".
Всех, понятно, интересовало, откуда на ровном месте вдруг возникли "молодогвардейцы" и почему власти их не трогают? Потому и не трогали, что породил их тогдашний начальник ереванской милиции генерал Авакимов. Когда дело было сделано, часть борцов с криминалом пополнила ряды милиции, другие ушли командовать народными дружинами, а в Ереване на какое-то время стало тихо.
Что будет сейчас, если проект о борьбе с криминалом войдет в силу, сказать не берусь, но ничего хорошего в понятии "вор", конечно же, нет, тем более, если вор еще и "в законе".
Жанна Погосян, Sputnik Армения
Ванадзор порадовал несколько необычной для областного города оживленностью. На зимних улицах десятки людей, кто-то торопится, кто-то неспешно прогуливается. На одной из главных улиц Тигран Мец несколько человек заходят друг за другом в узкий переулок между двумя рядами зданий, откуда доносится смесь запахов и виднеются пестрые ряды: здесь расположен один из самых активных рынков города. И название у него не менее пестрое - "Лачинский коридор".
- "Лачинским" его назвали во время войны, в 90-ые. Похож же на коридор, верно? - улыбается продавец рынка, которому на вид лет 30, не больше.
- Насколько я себя помню, здесь всегда был рынок. В Советские времена всех этих домов не было, даже машина могла пройти по этой дороге, настолько широкой она была, - рассказывает другой торговец. Перед ним стоят несколько мешочков с кофейными зернами и молотым кофе. Во время нашей беседы у прилавка появляется женщина, выбирая кофе, посматривает в нашу сторону.
- А в Советское время как рынок назывался?
- Да никак вроде, - задумывается продавец постарше, - в то время продавцов было намного меньше, и были в городе более популярные точки для продажи… - мужчина, вдруг, словно озарило, - вы дядю Мартуна спросите, он здесь живет с незапамятных времен.
Дядя Мартун - мужчина в кожаной кепке, с пакетом яиц в руках.
- Вы здесь живете? - спрашиваю я его.
- Да, вот мой дом, - показывает он на обувной магазин.
- Не поняла, - недоумеваю я.
- А ты сделай несколько шагов назад и увидишь.
Следую его совету: вижу за одноэтажным магазином с табличкой "Лимар" виднеется двухэтажный серый дом.
- Это в честь детей? Лиана, Мариам?
- Угадала Лиану, - говорит, улыбаясь дядя Мартун, - Лиана - моя старшая внучка, пятиклассница. А "мар" - в честь двоих внуков-близнецов - Марата и Мартуна.
Мартун Лалаян с сыном открыли магазин обуви и трикотажа "Лимар" 12 лет назад. Рынок уже давно тогда назывался "Лачинским".
- Его назвали "Лачинским" во время самого пика Карабахской войны 90-ых, - рассказывает Лалаян, - в 1992 году Лачинский коридор то переходил армянской стороне, то азербайджанской, вечно шла борьба за него. И тоже самое здесь - каждый день продавцы боролись друг с другом за каждый сантиметр рынка. Мы здесь жили, и все время видели и слышали эти споры, - рассказывает Лалаян.
- Тут шли бои похлеще Карабахских, - шутит молодой продавец, - да и сейчас у нас каждый день есть особый час для драки.
Мужчины смеются. Спрашиваю их про новую Карабахскую войну, в результате которой Армении из всего Лачина (Бердзора) остался лишь один коридор, да и то под наблюдением российских миротворцев.
Армения и Турция "обречены на соседство": журналист из Стамбула о миссии Гранта Динка>>
- Нам бы тоже понадобился миротворец, - опять шутит молодой.
А Лалаян продолжает рассказывать, показывая лавочку, где они собирались в дни войны, приносили сигареты, вещи, чтобы отправить на фронт.
- Арцруна слушали вместе. Зря потом все на парня накатили, - говорит еще один продавец в возрасте.
- И на Никола тоже, - говорит еще один.
- Да? - удивляюсь я.
- А как же, - убедительно говорит тот, - у нас самая лучшая торговля была в год Революции. Столько людей из Еревана приезжало,
куча туристов, иранцы, казахи…
- Ко мне даже один казах два раза в год заходил тогда, - вспоминает Лалаян, - в первый раз купил обувь, во второй пришел ее поменять, размер не подходил.
После 2018-го года дела на рынке пошли хуже. 60-летний продавец фруктов говорит, что за последний год продажи было так мало, что даже задумывался вернуться на свою прежнюю работу.
- Я 30 лет работал водителем в пожарной службе. Потом вышел на пенсию - раньше, чем мог бы. Чтобы не умереть со скуки, перебрался на рынок. Сначала было неплохо, но сейчас… На хлеб хватает и все.
Если сегодня и есть сходство между рынком и реальным "Лачинским коридором", то оно лишь в узости: за лишние сантиметры на рынке уже никто не воюет.
- Я всю жизнь ходил на этот рынок как покупатель, всегда замечал, что есть свободное место. Как вышел на пенсию, сразу пришел сюда и установил свою лавочку. Никто ничего не спросил даже.
Сфотографироваться мужчина не пожелал. Объяснил, что настолько не любит фотографироваться, что даже откладывает замену паспорта, срок действия которого уже давно вышел.
Рядом с его огромный магазин с красочным названием "Лачин Сити". Магазин претендует на звание супермаркета - здесь можно найти все, от резинок для волос до посуды.
- А почему "Лачин Сити"? - спрашиваю я директора.
- А как еще? - улыбается она, - рынок называется Лачинским, вот и мы, когда открывали магазин в 2009-ом, выбрали самое подходящее название.
Рядом с "Лачин Сити" аппарат кофе, на котором написано "Кофе Лачин".
Народное название рынка настолько закрепилось, что даже Гугл-карта во время поиска словосочетания "Лачинский коридор" предлагает два варианта - Карабахский и Ванадзорский.
"Лачинский рынок" со стороны улицы Тиграна Меца связывается с парком "Арцах". В парке стоят несколько статуй и торговый центр "Арцах". На здании - оранжевое изображение Дедо-Бабо, символа Арцаха, скульптуры "Мы и наши горы". Как и настоящий Арцах, парк резко опустел: говорят, в теплое время года здесь яблоку негде упасть. Когда в "Арцах" придет весна?!
Араик Багдадян посвятил всю свою жизнь вольной борьбе: был борцом, тренером, а сейчас является генеральным секретарем Федерации борьбы Армении. Одним из самых сложных периодов своей жизни считает недавнюю войну, в которой участвовали многие армянские борцы, в том числе и его сын Нарек.
Багдадян начал заниматься вольной борьбой с 11 лет. Уже в 2000 году начал тренерскую деятельность и по сей день не представляет себя вне этого вида спорта.
"Борьба для меня – это все. Даже представлять не хочу, что бы делал без этого вида спорта. Даже если у меня не будет учеников, буду приходить в свой кабинет и пересматривать некоторые бои, буду перепроверять результаты ребят, размышлять над тем, какие у нас варианты завоевать олимпийский рейтинг. Словом, борьба – смысл моей жизни, и точка", - говорит Араик Багдадян.
Араик Багдадян был главным тренером национальной сборной Армении по вольной борьбе и пережил много эмоциональных моментов. Один из самых запомнившихся дней был в 2013 году, когда борец Давид Сафарян стал чемпионом мира в Будапеште.
"Это был один из самых незабываемых моментов в моей жизни. Как тренер сборной я чувствовал себя на высоте, точно в центре мира. У нас долгие годы не было чемпиона мира по вольной борьбе. К своей золотой медали Чемпионата Европы Давид прибавил еще и звание чемпиона мира. Не могу описать свое счастье, у меня просто сердце из груди выскакивало", - вспоминает бывший главный тренер сборной.
До 2013 года, когда Давид Сафарян стал чемпионом мира по вольной борьбе, у Армении не было чемпионов с 2002 года - с тех пор, как Арам Маркарян завоевал золото. Золотая медаль спустя 11 лет сказалась даже на аппетите тренера сборной.
"Спортивный комментатор Карен Гилоян пришел в мой кабинет, поздравил и сказал, что время ужинать. Я сказал Карену, что у меня от радости даже аппетит пропал, что не чувствую голода, только хочу выпить и отметить победу Давида. До утра пили с Кареном, выпили весь коньяк, потом перешли к виски", - рассказывает Багдадян.
Во время карабахской войны многие борцы отправились на фронт добровольцами, некоторые в это время проходили срочную службу. Когда мы заговорили о войне, Багдадян сразу же изменился в лице. Сперва он был настроен воинственно, но в ходе беседы помрачнел в лице, а в словах невольно проскальзывала глубокая скорбь.
"Многие борцы отправились на фронт. С каждым из них уходила частичка меня. Мой сын, Нарек, тоже был в Арцахе, на срочной службе. Мы всей федерацией борьбы делали все, чтобы поддержать ребят. Это были очень тяжкие дни", - говорит Багдадян.
Отметим, что во время второй карабахской войны многие борцы отправились на передовую. К сожалению, не все вернулись. Ученики Ереванского государственного спортивного колледжа олимпийского резерва Унан Манвелян, Арсен Агасян, Ваге Хачатрян и Карен Хачатрян навсегда останутся в нашей памяти как настоящие герои.
Многие помнят известный советский фильм "Отец солдата". Во время карабахской войны у нас было множество отцов, которые с нетерпением ждали сыновей с фронта. Единственным утешением для Багдадяна были редкие звонки сына.
"Не мне одному было тяжко. Многие сражались за родину, родителям всех воюющих было крайне сложно. В конце октября я решил и сам отправиться на передовую, но заболел коронавирусом и не смог поехать", - рассказывает Багдадян.
Его сын, Нарек Багдадян, на момент нашей беседы приехал на неделю в отпуск. Когда парень говорил о войне, в его глазах моментами будто светилась жажда мести, а иногда зияла пустота.
"Самым большим желанием во время войны было победить и сохранить наши земли. Прекращение огня – это хорошо для всех нас, но продолжение…" - печально говорит Нарек.
Почувствовал, что атмосфера становится гнетущей, настроение всех резко портится, решил вернуться к разговору о борьбе.
Мои друзья погибли не зря - мы не проиграли в Карабахе: футболисты стали боевыми друзьями
Араик Багдадян говорит, что у нас много спортсменов с хорошим потенциалом, но высот можно добиться лишь тяжким трудом. Ярким тому примером является олимпийский чемпион Артур Алексанян.
ЕРЕВАН, 24 янв - Sputnik. Российский музыкант и продюсер Максим Фадеев потребовал извинений от известного диетолога Алексея Ковалькова, пригрозив ему судом.
На своей Instagram-странице продюсер опубликовал довольно продолжительный видеоролик, в котором очень подробно и иронично разобрал все утверждения врача, дополнив юмористическими вставками.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Ранее Ковальков заявлял, что музыкант похудел на 100 килограммов не самостоятельно, а при помощи целой команды врачей и хирургического вмешательства.
По словам врача, его "разрывают" журналисты с просьбами прокомментировать похудение продюсера. Диетолог назвал ерундой слова Фадеева о том, что он не делал ничего особенного для похудения, а только пил 700 граммов теплой воды по утрам.
"Сбросить 100 килограммов самостоятельно за короткий срок без вреда для организма невозможно", — сказал Ковальков.
Он предрек всем, кто попытает повторить опыт Фадеева, целый ряд неприятных и опасных "побочек" – выпадение волос, опускание почек и тромбоэмболию легочной артерии.
Врач считает, что Фадеев делал абдоминопластику (пластическая операция для удаления лишнего жира и кожи в области живота – ред.) для того, чтобы после похудения убрать излишки кожи с рук, а также неизбежный в таких случаях «фартук» - провисшую кожу живота.
"Ну не висел у меня живот, дорогой доктор, так вышло", — говорит Фадеев в ролике.
Он заверил, что не делал никаких операций и за 1,4 года самостоятельно похудел на 112 килограммов.
А в ответ на слова диетолога о том, что в ногах продюсера практически не осталось мышечной массы, Фадеев напряг мышцу икры и снял ее на камеру, продемонстрировав фолловерам.
В итоге музыкант потребовал от Ковалькова извинений, а если они не последуют, то Фадеев подаст в суд на врача за клевету: «Вы, конечно, наговорили себе на приличный срок, потому что все, что высказали, тотальная ложь».
Кроме того, продюсер обвинил диетолога в нарушении врачебной этики, заявив, что тот некорректно ведет себя по отношению к другим звездам эстрады.
Экс-солистка группы Serebro Ольга Сербякина тайно вышла замуж>>
Напомним, весной прошлого года Макс Фадеев стал публично говорить о том, что ему удалось сбросить 82 кило. Ковальков не единственный, кто сомневался, что продюсер худел самостоятельно. Некоторые диетологи тоже считают, что известному музыканту в этом деле помогала целая группа специалистов.