Безвозвратно прошло время, когда власти Еревана, всяк в меру своих сил, старались осуществить мечту Таманяна о "городе-саде". Нынешним молодым не представить, что совсем незадолго до их рождения столица утопала в зелени. Сегодня уже метеорологи говорят, что ужасная жара последних лет, в том числе, связана и с уничтожением деревьев в городе.
Склоны Сари Тага, Канакера, Норк-Мараша, да и весь город, центр и окраины, был зеленым. Фруктовые сады цвели прямо на соседней с нашей, одной из самых центральных школ города, на улице, которая называлась Антараин – Лесная, она такой и была. Трудно сейчас представить, но мальчишками мы бегали из школы курить в сквер перед Каскадом – там были в то время настолько тенистые уголки, что можно было спрятаться от взора прохожих.
Таманян был убежден, что зеленые насаждения в городе должны занимать не меньше 15 процентов его территории. Не возьмусь утверждать, сколько процентов их было перед приходом к власти первого президента, но, похоже, что примерно по Таманяну. А вместе с первым президентом пришла блокада, отсутствие электричества и тепла, и деревья начали вырубать.
Что за переполох в Дилижане? В разборки экологов и вырубщиков вмешалась полиция>>
Так облысели склоны холмов, окружающих город, поредели парки – те, которые вообще остались существовать, город катастрофическими темпами терял зелень. Первый президент ушел, блокада кончилась, снабжение электроэнергией восстановилось, но проблема осталась. Каждый день в Ереване гибнут деревья, лужайки, газоны…
Но тогда хотя бы блокада была, холод, люди рубили деревья, чтобы согреть своих детей.
Еще лет семь назад, выступая в парламенте, эколог Карине Даниелян говорила, что в Ереване, особенно в центре, реализуется четко разработанная схема: сначала в зеленой зоне прекращается орошение, а после гибели деревьев проводится санитарная очистка территории. Потом уже ничего не мешает размещению здесь "легкого" летнего кафе, которое затем эволюционирует в солидное капитальное сооружение. Из бетона с асфальтом, и чтобы никаких деревьев.
Отгрохали вот на удивление тривиальный Северный проспект. Ладно, мне он не нравится совершенно, но есть люди, и их немало, которым он по душе. Но все равно непонятно – почему на нем нет ну просто ни единого дерева? Летом этот проспект – раскаленная адская сковородка, там даже половина кафе вечно под солнцем, укрыться от жары негде. Зимой, если холодно, он продувается злобными сквозняками, на пути которых ничего не стоит: ветер свистит сквозь узенькие промежутки, оставленные ради приличия между жмущимися друг к другу аляповатыми многоэтажками.
Протесты в Ереване: вырубка деревьев как повод для отставки мэра?>>
Непонятно, кому было бы хуже, если бы на Северном были деревья? Господин (или госпожа) будущий мэр – а нельзя ли подумать, как просверлить отверстия в огнедышащем асфальте Северного, посыпать туда землицей, да воткнуть деревца? Цветочки и газоны – это хорошо, но их там тоже нет, и тени они не дают никакой, от слова "вообще".
А вот нам новости последнего дня. На улице Амиряна, напротив театрального института, срубили тополя, а в Арабкире, в районе Комитаса, мужчина спилил одно и повредил 8 абрикосовых деревьев, которые росли на земельном участке, принадлежащем ему, по его словам. Это за последние сутки, подчеркну.
Главный и любимый наш метеоролог Гагик Суренян оставил на днях в Facebook такую запись: "Кто бы ни был избран мэром Еревана, пусть сразу же займется восстановлением зеленых территорий, которые беспощадно уничтожались в городе в последние годы. Сильная жара, наблюдаемая в Ереване в последнее десятилетие, обусловлена также существенным сокращением зеленых насаждений".
Присоединимся к этой просьбе. Эта проблема сегодня, наверное, одна из самых важных для Еревана, важнее транспорта и метро. Транспорта-то мы подождем, но в адской жаре ждать можно только чертей с подсолнечным маслом.
В прошлом году мы изнывали от жары в 40-41 градус, в этом 42-43. Дальше будет хуже, и вот когда температура летом установится под 50, тогда уже и деревья сажать будет некому и не для кого.
В годы жизни автора пьеса "Горе от ума" была запрещена к постановке, а сам Грибоедов находился в опале императора за сочувствие декабристам. И все же пьеса была поставлена, а автор — присутствовал на премьере.
Репетиции шли втайне от автора, который по долгу дипломатической службы в это время также находился в Эривани. Готовил условия мирного договора с Персией. Грибоедов вместе с патриархом Нерсесом Аштаракеци разрабатывал программу репатриации армян. О постановке спектакля он даже не догадывался. Для него это событие стало сюрпризом жизни. Премьера состоялась в декабре 1827 года, в зеркальном зале дворца бывшего персидского наместника — сардара.
Для зрителей здесь установили свежевыструганные длинные скамьи. В своем дневнике поэт подробно описал свои ощущения. Как только зазвучали со сцены диалоги, он наклонился к уху сидевшего рядом начальника Эриваньского гарнизона Афанасия Красовского и произнес:
— Помилуйте! "Горе" строго запрещено цензурой!
Генерал в ответ тихо обронил: "Бог не выдаст".
Там, где когда-то стояла Эриваньская цитадель с сардарским дворцом, уже долгие годы возвышаются базальтовые стены коньячного завода. На фасаде есть надпись, что именно здесь, в Ереване, единственный раз в присутствии автора была представлена бессмертная комедия "Горе от ума".
Армянская крепость Давида: там, где Грибоедова везли - пастух со смартфоном>>
Как-то великий армянский поэт Аветик Исаакян, говоря о роли Грибоедова в судьбе армянского народа, сказал, что сгорают библиотеки, села, города, но память народная не сгорает. Свидетельство тому — памятник Грибоедову в Ереване, школа его имени, улица его имени, его произведения, изданные на армянском языке.
За время своей дипломатической деятельности Александру Грибоедову удалось добиться возвращения на Родину более восьми тысяч армянских семей из Персии и 14 тысяч армян из Турции, которые в свое время были силой угнаны вглубь этих стран.
Из сообщений СМИ: "Правительственные дачи, расположенные по адресам (адреса указываются – С.Б.), передаются министерству здравоохранения Армении для перепрофилирования в лечебно-оздоровительные и медицинские учреждения". Опубликовано в августе 1988 года.
Власть не захотела держать струну натянутой, и для восстановления социальной справедливости выписала из так называемых правительственных дач партийную знать, прописав там обычных людей. Тем не менее, главный раздражитель масс – дачи в Конде – трогать не стали. Проявив отменную живучесть, они остались в том же статусе, и сегодня там живет премьер-министр Армении Никол Пашинян. Но от этого хорошо только ему.
Вопрос: почему когда в советском Конде жили другие, не было так плохо? Правила общежития по-советски допускали исключения в виде привилегий для главных коммунистических бонз, и это принималось за должное. Положено – значит так надо.
Во-вторых (а, может быть, во-первых), армяне в то время пусть и не жировали, но имели гарантированные работу, квартиру, бесплатное образование, лечение, а также пакет социальных льгот. Это, конечно, не ставило тогдашних постояльцев Конда на одну доску с квартирантами Норкского массива, однако…
И, наконец, в-третьих (а, может быть, опять же во-первых) – кадры решали все! Карен Демирчян, Фадей Саркисян, Грант Восканян: первый секретарь ЦК, премьер-министр Армении и, как сказали бы сегодня, президент республики соответственно, были людьми не с улицы, а с биографией и достойным послужным списком.
Как бы там ни было, грянула перестройка, надо было идти в ногу со временем, и то, что вчера было в порядке вещей, сегодня резало глаз.
Никол Пашинян вернет знаменитую резиденцию на Баграмяна, 26 президенту Армении>>
Со слов Роберта Меграбяна, тогда заместителя управляющего делами Совета министров Армянской ССР:
– В живописных, но укромных уголках республики много домов и домиков, которые большее время года остаются на замке. Это так называемые правительственные дачи, дома приемов и другие подобные заведения. Теперь их хозяевами станут ветераны труда, дети-сироты, воины-интернационалисты. Стали. Новые замки для избранных возводить перестали, но Конд как был, так и остался. Ждал новых хозяев.
Что сделал Пашинян первым делом, переселившись из квартиры советского образца в кондские дачи? Распахнул двери настежь и представил широкой публике внутренние покои, включая ватерклозеты. Кому это было надо? Ему самому: смотрите, дескать, гордые граждане Армении, как здесь жили бывшие, и как буду жить я.
Посмотрели. Зажил на широкую ногу, в сугубо закрытом режиме, с усиленной охраной – все осталось, как было, и, все-таки, что-то не клеилось, звучало диссонансом, вылезало не тем боком. В чем дело? Дело в Пашиняне Николе Воваевиче.
Окончил очень среднюю школу в Иджеване, недоучился в университете Еревана, покричал, пошумел, побранился, на волне всенародного помутнения вознесся в политическую высь, из плохо прибираемой коммунальной жилплощади оказался в покоях, где живут "князья". Зачем народному любимцу это было надо?
Из личных воспоминаний автора, тогда собкора "Известий", время от времени посещавшего Конд по служебной необходимости. Описывать дачи после очных и заочных экскурсий Пашиняна нет смысла, но по тем временам многое видится проще и скромнее. Что запомнилось больше всего?
Официант Патрик. Вполне себе англосакс, всегда подтянутый, отлично вышколенный, знающий тонкости этикета – к нему хотелось обращаться не иначе, как на "вы". Представить, чтобы за опекаемым им столом грызли кость от "чалахача" и вытирали ладонью рот, было просто невозможно. Бывшие тоже были далеко не голубой крови, но старались. То ли дело сейчас, гуляй напропалую! Бедный Патрик…
Как скажет народ?! Почему Пашинян не поступил даже как футбольный тренер>>
Похоже на то, что у непотопляемых дач в Конде вскоре сменятся хозяева. Кто в них вселится, пока неизвестно. А, может, как в 80-х, передать их пострадавшим в карабахской войне, отвести под реабилитационный центр, найти другое применение, чтобы раз и навсегда избавиться, наконец, от дурной славы "плохой квартиры"?..
Попутно для тех, кто не знает. В 50-х годах прошлого века первые лица Армении после отставки оставались жить там, где и жили до того: первый секретарь ЦК Сурен Товмасян (улица Абовяна), председатель Президиума Верховного Совета Армении Шмавон Арушанян (проспект Туманяна), первый секретарь ЦК Яков Заробян ("Каскад").
ЕРЕВАН, 16 янв — Sputnik. Доллар будет основной мировой резервной валютой еще несколько десятилетий. Такое мнение высказал глава Счетной палаты России Алексей Кудрин на Гайдаровском форуме.
"Американская валюта как мировая резервная валюта будет превалировать еще долго, и не менее 30-40 и 50 даже лет она будет оставаться основной", - отметил он.
По словам Кудрина, на данный момент в мире происходит смена экономического лидера. Постепенно эта роль от США переходит к Китаю. Сейчас доля товаров из страны в физическом объеме в мире намного превышает американскую продукцию.
Однако, по словам председателя Счетной палаты, это не означает, что китайский юань в ближайшее время займет место доллара. Причину в этом Кудрин видит в непрозрачности экономики КНР. Он считает, что Пекин не обеспечивает свободу движения капитала в свою страну и свободу определения цен активов в самом Китае.
Эксперт рассказал, когда лучше всего продавать или покупать доллар>>
"Китайская экономика для нас немножко неопределенная величина, чуть-чуть "черный ящик", несмотря на ведущие передовые компании, которые имеют листинг на мировых биржах", - заявил глава Счетной палаты.
Юань может стать мировой резервной валютой при условии, если КНР сделает свою экономику более понятной и прозрачной, считает Кудрин.
Ранее мировые эксперты предостерегли от хранения сбережений в долларах. По словам аналитиков Saxo Bank, деньги нужно накапливать в валюте развивающихся стран. Специалисты также не советуют хранить деньги в японских йенах.