Бюраканская обсерватория

Физик-армянин "проследит" за "непутевыми родителями" и "строгими детьми"

(обновлено 19:28 12.04.2018)
В Советской Армении знали толк и в астрофизике, и в параболических зеркалах. Но в современной науке "раньше" не бывает. Сегодня Армения отстает.

Арам Гарегинян, Sputnik

Астрофизик Феликс Агаронян примет участие в работе новой обсерватории космической энергии в Чили. Около ста телескопов, которые устанавливают в пустыне Атакама, пoдведут ученых ещe на шаг ближе к энергетическим гигантам космоса.

Агаронян, уроженец Еревана и воспитанник советской научной школы, сейчас возглавляет теоретическую группу астрофизики высоких энергий в Институте ядерной физики Макса Планка (Германия).

И у нас есть своя черная дыра

В похожей обсерватории HESS в Намибии, вместе с коллегами из четырех десятков научных центров со всего мира, Агаронян долгое время наблюдал остатки сверхновых звезд, туманности с пульсарными ветрами и тяжелые звезды.

Особенное внимание ученых привлек "подозрительный" объект в центре нашей Галактики, похожий на черную дыру. Назвали ее Sgr A. "Подозревают" ее в излучении протонов с невероятной энергией — в сотни раз больше, чем на крупнейших искусственных ускорителях.

Непутевые "родители" — и строгие "дети"

"…А теперь капризный мальчишка не станет завтракать, если отец не устроит специально для него вспышки сверхновой!", — восклицал герой Станислава Лема. Есть ли в небе такой "отец", неизвестно. Но лемовским мальчишкам далеко до современных астрономов. Аппетит на космические объекты у них огромный. А величины для наблюдения — незримо малые. Какие?

От людей звезды, наверно, отличаются тем, что с "шумом" не только рождаются и живут, но и угасают. И сверхновые, и черные дыры разбрасывают вокруг себя элементарные частицы почти на скорости света.

Армянский физик — "мозг" эксперимента: ученые со всего мира заглянут в "преисподнюю">>

День и ночь они "бомбят" и нашу Землю. И хотя атмосфера их поглощает (сохраняя нам жизнь), обнаружить космические частицы все-таки можно. А вот понять, откуда они летят – нет. Они очень восприимчивы к магнитным полям (которых в космосе множество), и там их траектория безнадежно запутывается.

Черенковский телескоп

Но зацепка у физиков остается. Сталкиваясь с массивами газа, космические лучи порождают радиоактивные гамма-кванты. "Дети", в отличие от "родителей" на пустяки не отвлекаются и мчатся по прямой.

Быстрее света… Армения отстает

Попадая в верхние слои атмосферы, гамма-луч сталкивается с молекулами воздуха. Эту встречу физики называют "широкий атмосферный ливень": от удара рассыпаются элементарные частицы, которые испускают вспышки Черенковского свечения, двигаясь быстрее света.

Это свечение и улавливают черенковские телескопы (они-то и стоят в Намибии и будут стоять в Чили). За последние 30 лет так обнаружили более 100 источников космического излучения.

Концепция такой обсерватории разрабатывалась и в Армении. Все нужное было под рукой: хорошие ученые (которые теперь разъехались по миру) и природные условия (высоко и сухо, чтобы не мешали атмосферные явления).

В Армении производили даже параболические зеркала, которые потом, к сожалению, распродали, вспоминает Агаронян. И хотя по меркам космоса два десятка лет – это доля секунды, в нашей – земной — жизни отсчет куда строже. Из страны давно выехал и Агаронян, и многие его коллеги.

"И все-таки включаться в новые проекты можно. Я обсуждал такие возможности с армянскими коллегами. Все возможно. Нужно просто хорошее обоснование. Речь не о материальной отдаче (эти исследования чисто фундаментальные), а о результатах", — подытожил Агаронян.

ДТП в Ереване

Страшное ДТП на Севане погибла молодая женщина

(обновлено 11:33 03.08.2021)
По факту дорожно-транспортного происшествия на дороге, ведущей на Севан, возбуждено уголовное дело.

ЕРЕВАН, 3 авг – Sputnik. Вечером 2 августа трагическое ДТП произошло в Гегаркуникской области Армении. На 62-м километре дороги Ереван-Иджеван 64-летний житель Тавушской области Рафаэл Бадалян, находившийся за рулем автомобиля Mersedes, совершил наезд на пешехода, сообщает сайт криминальных новостей shamshyan.com.

Как отмечает источник, 38-летняя Гаяне Пилосян погибла на месте, ее тело было расчленено вследствие удара. Прибывшие на место спасатели извлекли фрагменты тела из автомобиля.

По данному факту возбуждено уголовное дело, ведется следствие.

ДТП, Севан, Новости Армения
В Турции в ДТП попал автобус с российскими туристами: 3 погибли, 5 в тяжелом состоянии
Число погибших россиян в ДТП с автобусом в Турции увеличилось до 4 - видео с места ДТП
Один человек пострадал в результате ДТП на севанской трассе: столкнулись грузовик и Opel
Три человека пострадали в ДТП в Арагацотнской области Армении
Председатель комиссии по внешним связям Рубен Рубинян

Пока мы пытаемся решить вопросы на границе политически, Россия поддерживает нас - Рубинян

(обновлено 11:37 03.08.2021)
То, что Азербайджан не может нарушать границу Армении когда и где захочет, было доказано столкновениями на днях. Власти Армении не оставляют попыток решить вопрос политическим путем.

ЕРЕВАН, 3 авг – Sputnik. Пока что власти Армении пытаются разрешить обстановку на границе политическим путем, и международные партнеры, в том числе Россия, поддерживают такой подход. Об этом заявил в парламенте кандидат в вице-спикеры, депутат от "Гражданского договора" Рубен Рубинян, отвечая на вопрос коллеги из фракции "Честь имею" Тиграна Абрамяна.

Рубинян напомнил, что после окончания военных действий в ноябре 2020 года армянские войска отошли на границу Армянской ССР, в том числе из Ковсаканского подрайона (Зангеланского района), чтобы заработали международные гарантии безопасности, так как граница Армении – это и граница зоны ответственности ОДКБ.

"Предвижу ваш встречный вопрос: почему тогда эти гарантии не заработали, когда азербайджанские войска перешли границу Республики Армения в мае? Вопрос верный, и мы должны работать с партнерами по ОДКБ, чтобы мероприятия, предусмотренные договором о коллективной безопасности, были реализованы", - заявил Рубинян.

Тем не менее, это не означает, что Азербайджан может вторгнуться на территорию Армении откуда и когда захочет, и военная операция недельной давности в Варденисском регионе показала это, добавил он.

Очевидно, что подобными действиями противник хочет взорвать стабильность и сорвать процессы по открытию границы и разблокировке коммуникаций, заметил Рубинян. Тем не менее, Азербайджан должен покинуть территорию страны, подчеркнул он.

"Мы пытаемся – пока пытаемся – решить вопрос политическим способом. И наши международные партнеры разделяют нашу позицию. Мы будем двигаться в этом направлении", - добавил Рубинян.

Напомним, спикером парламента накануне был избран депутат от "Гражданского договора" Ален Симонян. Сегодня на должности вице-спикеров выдвинуты его коллеги по партии власти, Акоп Аршакян и Рубен Рубинян. Кандидатом от оппозиции выдвинут Ишхан Сагателян.

Армения, территории, Рубинян Рубен, ОДКБ